«Меня избрал народ, я буду делать все, что захочу». Именно так обычно оправдывают свой произвол все лидеры авторитарных режимов. В том числе в России и Армении.
Что значит «избрал»? По мнению автократов, это означает, что голосование прошло без серьезных инцидентов и без «поствыборных» споров. Но тех стандартов, которым сейчас в основном соответствуют Армения и Россия, недостаточно даже для того, чтобы считать сами выборы свободными и честными. И они совершенно не свидетельствуют о том, что политический режим данной страны действительно демократичен.
Конечно, различия между двумя странами также очевидны. На последних президентских выборах в России в качестве «конкурентов» Путина были зарегистрированы марионеточные кандидаты Слуцкий, Харитонов и некий Даванков, которые полностью поддерживают агрессивную войну Путина, развязанную против Украины. Считать этих людей «альтернативными кандидатами» было бы смешно. А в регистрации Бориса Надеждина, который более-менее отличается от этих троих, вообще было отказано.
В выборах в Армении участвуют альтернативные кандидаты и партии. Другой вопрос, насколько программы этих оппозиционных партий действительно альтернативны.
Читайте также
Конечно, нельзя также не заметить, что в Армении нет такого давления на негосударственные СМИ, которое применяется в России. Не говоря уже о возможных махинациях, связанных с «электронным голосованием» и «выборами», проходившими в 4 областях Украины, которые никак нельзя было проконтролировать. Короче говоря, наш мягкий авторитаризм отличается от их аналогичного, но гораздо более жесткого режима.
Но еще в 13 веке Фома Аквинский отмечал, что важно не только то, как добывается власть, но и то, как она применяется. И в этом смысле между Арменией и Россией нет существенной разницы.
Одной из главных особенностей демократии является разделение ветвей власти, которое отсутствует в обеих странах. Нет противовесов и ограничений: первое лицо будет делать все, что захочет. Разве он не «избран народом»?
Арам АБРАМЯН