Разница между международными отношениями и детским садом
Встреча Пашинян-ван дер Ляйен-Блинкен, запланированная на 5 апреля, вызвала страсти в России и Армении. Ситуация с Россией ясна: она ревнует. Наши страсти в основном связаны с завышенными ожиданиями, которые явно направляются властями РА.
Напомню, например, что на прошлой неделе спикер НС Ален Симонян не исключил, что в ходе этой встречи нам будет дан европейский инструмент безопасности. Понимайте под этим что хотите, начиная с членства в ЕС, заканчивая ракетными комплексами «Пэтриот» и истребителями F-16. Если нам действительно собираются предоставить такие «инструменты», то риторика, с которой представители властей Армении говорят о России, в некоторой степени понятна. Но, по моему впечатлению, в результате этой встречи мы не получим никакого инструмента, на что, кстати, недвусмысленно намекнул представитель внешнеполитического ведомства ЕС.
Западу нужна эта встреча, чтобы получить дополнительные точки влияния на Южном Кавказе. Точно так же, как генеральный секретарь НАТО Столтенберг приехал в Армению не для того, чтобы пригласить нашу страну в эту организацию, как наивно думают сторонники правительства, а для того, чтобы сделать из Еревана какие-то заявления против России. Позиция Столтенберга не является предосудительной, это большая политика. Оптимизм наших наивных смешон.
Читайте также
Потом, когда не получим никаких результатов в плане безопасности, кроме теплых слов и дружеского похлопывания по плечу, мы можем посыпать голову пеплом и жаловаться: «Нас обманули, обманули, обманули».
Детсадовский ребенок, да, может так отреагировать, когда ему не дают обещанную конфету или игрушку. Межгосударственные отношения представляют собой более сложное явление. Да, в последние годы Россия нагло не выполняет свои обязательства ни в рамках ОДКБ, ни в двусторонних отношениях. Если бы Азербайджан не был уверен, что эти обязательства не будут выполнены, он бы не нападал на нас, начиная с 2020 года.
Все это так, но я бы не стал использовать здесь бытовое слово «обманывать», до боли напоминающее мне 1915 год, когда после катастрофы армянские общественные круги горько кричали, что нас, армян, обманул весь мир.
Вместо этого давайте подумаем над определенными вопросами, не для того, чтобы кого-то винить, а чтобы окончательно не скатиться в ту же яму. Почему все это стало возможным после 2018 года? Какие предложения делала Россия в 2018-2020 годах, как на это реагировала Армения? Вело ли (ведет ли) наше политическое руководство и, в частности, дипломатия ежедневную работу с российской стороной, или Пашинян время от времени, в критические моменты, просто звонит Путину и на этом работа заканчивается? Стоит ли строить отношения с Россией или какой-либо другой страной в форме интервью и публичных заявлений?
Государственные мужи должны отвечать на такие вопросы, а не жаловаться, что их обманывают. Эти роптания не вызывают ничьего уважения.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
04.02.2024