Слышали ли вы когда-нибудь фразеологизм «капать на мозги»? Выражение восходит к Древнему Китаю, где практиковался жестокий метод пытки: над жертвой подвешивался сосуд с водой, из которого жидкость каплями падала на темя жертвы. Спустя определённое время человек начинал испытывать сильную боль и ощущение, будто вода падает на оголённый мозг.
В 21 веке, в особенности после периода пандемии и в дни событий в России и Украине, Израиле и Палестине, создаётся впечатление, что бóльшая часть населения мира ходит с оголёнными мозгами. А народ терпит эти капли воды, называющиеся пропагандой, дезинформацией, манипуляцией… Или просто информацией.
Мы живем в период, когда информация перестала быть просто набором фактов; она более, чем прежде, стала оружием в гибридных или ментальных войнах. Манипулируя данными о реальности или создавая иллюзии вокруг объектов, можно искривить восприятие мира, что в конечном итоге приводит к принятию ошибочных решений и формированию искаженной реальности. Некоторые люди, те, кто является профессионалами этой информационной войны, хорошо владеют всеми богатствами языка. Передавая информацию “правильными” словами и выражениями, можно вызвать чувства, способные подстрекать людей к вражде и даже к насилию друг над другом.
Вспомним 2014 год, когда по сети распространилась фотография, предположительно изображающая сирийского мальчика, спящего между могилами своих убитых родителей. Благодаря СМИ, она разлетелась по всему миру, став отражением кошмара, который разворачивался в Сирии. Однако позже выяснилось, что фотография была создана арабским фотографом Абдулом Азизом аль-Отаиби в рамках специального арт-проекта. Фотограф был шокирован, обнаружив, что фотография его племянника Ибрагима, которую он сделал в Саудовской Аравии, была подхвачена в социальных сетях и опубликована с фальшивыми заголовками: «У каждого художника есть свои идеи в голове… Здесь я хотел показать любовь ребенка к родителям, и что эта любовь не может быть заменена чем-либо или кем-либо, если его родители мертвы, — отмечал фотограф, — Всё, что пишут, – неправда. Моя фотография не имеет ничего общего с Сирией. Я в шоке от того, как люди перевернули мою идею… Это просто несправедливо, взять одну из моих фотографий, полностью вырвать её из контекста и использовать его для собственной мерзкой и кровавой пропаганды».
Читайте также
А можно ли простому человеку убежать от этой войны? Спрятать телефон за шкафчиком, отказаться от интернета, перестать включать телевизор, переехать в глухую деревню? Возможность убежать может казаться привлекательной, но полностью изолироваться от информационного воздействия невозможно. Как бы этого не хотелось, всё равно все вовлечены в эту кибервойну. Воздействие на человека может долгое время оставаться незамеченным, ведь цель информационной войны – «захватить» аудиторию так, чтобы люди даже не осознавали этого. Пропитывать мозг. Капля за каплей.
Одно дело, когда ты бессознательно вовлечён в эти текстовые манипуляции, другое – когда ты сознательный участник. Возьмём, к примеру, журналистов. Они, как посредники между событиями и публикой, должны стремиться к объективности, честности и нейтральности в своей работе. В контексте информационной войны, настоящий журналист должен оставаться нейтральным и предоставлять аудитории объективную и достоверную информацию.
Но ведь главная цель журналистики – собирать информацию и распространять ее среди населения. А если политики или главы государства отходят от принципов «объективности, честности и нейтральности» и используют в своих выступлениях приёмы речевой манипуляции? Не распространять эти высказывания среди населения? Не выполнять свою работу?
А как освещать события и мнения в контексте конфликтных ситуаций между странами? Нужно ли озвучивать позицию вражеской страны, даже если ты, твоя страна, твой народ не согласны с этим?
Наверное, здесь нет определенного ответа или правильного решения на все случаи жизни. Вероятно, во всех случаях нужно оставаться человеком, не пропагандировать жестокость и насилие, кто бы ни был его “адресатом”.
Сюзанна Аракелян
РАУ, 1 курс, магистратура