Сегодня.ру. Эксклюзивное интервью с зампредом Республиканской партии Армении политзаключенным Арменом Ашотяном о происходящем в Ереване, войне в Карабахе и отношениях Армении с Западом и Россией
— Главный вопрос один — как армяне терпят позор сдачи своей земли, могил своих предков врагу и при этом мирятся с фактически недееспособными шагами властей?
Веймарская республика в Ереване
— Ситуация, в которой оказался армянский народ, в трагическом смысле уникальна. Ни в одном из существующих на земном шаре этнополитических конфликтов руководящие элиты не проводят политику отказа от того, что эти народы считают своим. Сербы и албанцы не ставят крест на собственных притязаниях на Косово, грузины, осетины и абхазы не переворачивают страницу конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, россияне и японцы считают Южные Курилы своими, евреи и арабы в море крови продолжают бороться за Иерусалим и Палестину.
Читайте также
И только в Армении правящая клика проводит политику деарменизации своей Родины, руководствуясь исключительно интересами сохранения своей власти и обслуживая своих геополитических покровителей. Сегодняшняя армянская реальность похожа на Веймарскую республику, в которой обескураженные немцы жили, по их собственному выражению, без оружия, без армии и без чести.
Этот вопрос намного болезненнее для меня, чем почти годовалое мое заключение в тюрьме по сфабрикованному обвинению. Позором для армянского народа я считаю не поражение в войне (в истории не существует исключительно победоносных армий и наций), а продолжающееся премьерство Пашиняна, правительство которого уже давно не является национальным, а представляет собой, по сути, оккупационный режим.
Почему до сих пор он находится у власти – это отдельный и очень болезненный вопрос.
— Чего еще в Ереване готовы отдать, чтобы избавиться от территориальных аппетитов Баку?
После задней ноги волк проглотит всё
— Если волк хочет тебя съесть, глупо предполагать, что можно отделаться задней ножкой или курдюком, хотя это именно тот нарратив, которым Пашинян бесстыдно промывает мозги армянам. Алиев в этом плане предельно откровенен: его аппетиты распространяются на всю территорию Республики Армения, которую в Азербайджане нагло и бесхитростно нарекли Западным Азербайджаном.
Односторонние уступки — это путь не к миру, а к окончательной и фактически безусловной капитуляции, после которой поглощение остатков армянской государственности станет лишь делом времени и сравнительно небольших финансов.
Мы оказались втянутыми в «эффект домино», при котором падение каждой костяшки приводит к падению следующей, и началось это не с 44-дневной войны, а с антиконституционного захвата власти в Армении весной 2018 года. Вынужденная отставка Сержа Саргсяна и последующий приход к власти Никола Пашиняна стали первыми звеньями в кровавой цепи событий, из водоворота которых армянский народ никак не может выйти.
Тактически выход понятен — нужно прервать эту цепь падений, необходимо вынуть одну костяшку, то есть лишить Пашиняна власти. Однако практически, несмотря на благоприятный фон, это сделать пока не удается, как из-за отсутствия конкурентного и мобилизующего предложения со стороны оппозиции, так и по причинам геополитического характера.
— Какие конфигурации примут очертания Армении после перерезания её ключевых коммуникаций на севере (Тавуш) и юге (Сюник)?
Перспектива этнографической резервации
— После потери Арцаха (Нагорного Карабаха) мы уже превратились в геополитического инвалида, а если упомянутые вами события произойдут, то Армения станет обрубком, на котором не государство будет строиться, а этнографическая резервация.
С политической точки зрения Пашинян и его свора целенаправленно лишают Армению каких-либо стратегических возможностей в коммуникационных цепочках Север-Юг и пытаются заковать страну в логике Запад-Восток, что в реалиях Южного Кавказа означает превращение в транзитный пункт в Пантуранском коридоре, который усиленно продвигают Турция, Азербайджан и их геополитические спонсоры под соусом Срединного коридора.
Не секрет, что уже существующие инфраструктуры, например, железная дорога Баку—Тбилиси—Карс, загружены всего лишь на 10-15% от всей годовой мощности. Следовательно, исконного глобального значения для мировой торговли продавливаемый Турцией т. н. «Зангезурский коридор» не имеет, а является исключительно геополитическим инструментом Турции в противовес роли России, Китая и Ирана. Отсюда и ограничение России получить контроль над коммуникациями через Сюник, если таковые будут открыты.
— Какова цель и каковы оправдания открытого разрыва с Россией и проамериканского курса Еревана?
Пашинян кинул Москву
— Повторюсь, все началось в 2018 г., когда под видом «бархатной революции» к власти привели Пашиняна. Предыдущее армянское руководство (Серж Саргсян и его администрация) умело выстраивало внешнюю политику страны с укреплением армяно-российского стратегического союзничества (договор о пролонгации нахождения российской военной базы до 2044 г., вступление в ЕАЭС и т.д.) и одновременным партнерством с ЕС. Важно подчеркнуть, что при этом не только сохранились «красные линии» в Карабахском вопросе, но поступательно укреплялись армянские переговорные позиции.
Однако глобальным игрокам, в том числе России, этого оказалось недостаточно, и каждая сторона хотела получить больше. А Пашинян явился именно той серой лошадкой, которую использовали, чтобы смешать карты и попытаться поймать большую рыбу в замутненной воде армянской политики.
Российским кругам, ответственным за политику на Южном Кавказе, казалось, что они могут использовать Пашиняна, а он их искусно убаюкивал (чего стоит, например, посылка армянского воинского контингента в Сирию в 2018 г.). Даже после 44-дневной войны многие в Москве рассчитывали на Пашиняна как гаранта исполнения пакета трехсторонних заявлений руководителей России, Армении, Азербайджана.
Извините за сленг, но своим атлантическим разворотом Пашинян кинул Москву, а вместе с ней — и армянские интересы.
Этому способствовали и украинский конфликт, и усиление позиций азербайджанских лоббистов в России, и несоответствие российских реакций на поступательно развивающийся кризис вокруг Нагорного Карабаха, и тотальное промывание мозгов со стороны пропагандистской машины Пашиняна в Армении.
В любом случае Пашинян нарушил правило, сформулированное еще самим Бисмарком: «С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
Концепция нынешнего армянского руководства проста. Россия не хочет и не может нас защищать от азербайджанско-турецкой агрессии и сама сближается с Алиевым и Эрдоганом. Следовательно, она нам не нужна и мы сами договоримся с ними. И если Россия нам больше не нужна, то пусть уходит и на ее место придет коллективный Запад. В этой цепочке большое количество уязвимых мест, аргументов и ошибок, которые грозят катастрофическими последствиями для армянского народа.
— Арцах сдан, на очереди — части территории Армении. Отношения с Россией замораживаются на глазах. Всё громче голоса о ликвидации военной базы РФ в Гюмри. Что делать тем армянам, которые не согласны с этим курсом?
«Игра престолов»: пустить в «предбанник» ЕС
— Важно подчеркнуть, что вопрос Арцаха не закрыт ни в общественно-политическом дискурсе в Армении, ни в национальном самосознании армян, ни в международно-правовом аспекте, несмотря на предательскую политику Пашиняна.
Нет сомнений, что смена власти в стране неизбежно вернет вопрос Арцаха в актуальную региональную повестку.
Что касается атлантизации Армении, то нужно трезво оценивать ситуацию и констатировать, что на самом деле нас ни в ЕС, ни в НАТО не ждут. У Армении, в отличие от Украины, Грузии, Молдовы или Беларуси, нет реальной европейской альтернативы. Обещания предбанника в виде кандидатуры на членство в ЕС — это максимальная планка в этом вопросе, и то поднятая исключительно в качестве виртуальной морковки.
Ситуация вокруг Армении напоминает «Игру престолов»: российский медведь, европейский олень, американский дракон и турецкий волк. Об образе самой страны при нынешнем руководстве я стыдливо промолчу… То, что Запад обещает Армении защиту от Москвы, а не от дуэта Анкара-Баку, обнажает всю сущность этой игры. Мы обожглись на молоке, а нам предлагают подуть на воду. Пашинян внутри страны воюет против армянской истории, а за пределами — против географии. Очевидно, что ни история, ни география подобных ошибок не прощают, и расплачивается за авантюризм и профанацию Никола весь армянский народ.
Последние социологические исследования четко диагностируют ситуацию в стране: у Пашиняна очень низкий уровень поддержки, но, к сожалению, у оппозиции в нынешнем формате он еще ниже.
Одновременно исторический антирекорд и по вопросу доверия к России. В совокупности, сопоставляя данные, можно прийти к выводу, что Пашиняна может сменить гораздо более центристское правительство, которое не будет ставить под удар армяно-российское стратегическое союзничество, которое нейтрализует нависшие над государственностью угрозы, одновременно укрепляя реальный суверенитет и обороноспособность страны.
Образно выражаясь, для недовольных Пашиняном сил и граждан есть исторический момент: возникла благодатная почва, осталось найти лишь нужное семя.