Какова роль журналиста в условиях информационной войны? Как соблюсти баланс между эмоциональной вовлеченностью и объективностью, не превращаясь в пропагандистский рупор? Роль журналистики резко возрастает в сложные периоды жизни общества. Это, как правило, связано с появлением и решением острых и противоречивых проблем, которые приходится освещать журналистам во внутренней и внешней политике страны.
В фильме кинорежиссера Оливера Стоуна «Нерассказанная история США» приводятся слова Вольтера: «кто может заставить вас верить в абсурдные вещи, тот может заставить вас совершать зверства». Смысл этого высказывания в следующем: с помощью эмоционально окрашенных слов людей можно толкнуть на зверства.
Силу пропаганды и контрпропаганды мир оценил еще в период Первой мировой войны, благодаря развитию полиграфии, фотографии, кино и беспроводного телеграфа. В период 1914–1918 годов активно использовали также листовки, плакаты и брошюры. Их выпускали большими тиражами. И просто засыпали подобной «макулатурой» армии противника. Так, к примеру, только в июне 1918 года армия Германии сдала министерству обороны 300 тыс. листовок, которые распространял неприятель. Чтобы доставить карикатуры до гражданского населения и военных, использовались дирижабли, аэропланы и многое другое.
Большое значение в этот период имели карикатуры. Например, Российская империя на карикатурах, распространяемых противником, как правило, представала в образе злого крестьянского мужика или медведя, который устремил свой хищный взор на другие державы. В Германии российские офицеры изображались с кнутом или пистолетом, с помощью которых они гнали солдат в бой, а солдат часто рисовали безнадежными пьяницами. А уже про немцев их противники распространяли информацию о том, что они перерабатывают трупы бойцов, своих и чужих, на стеарин и на корм для свиней. Эта новость имела сильный эффект, так как общественность была в ужасе.
Подводя итоги этой войны и анализируя механизмы военной пропаганды, выдающийся немецкий разведчик, начальник Разведывательного управления германского верховного командования Вальтер Николаи отмечал: «Было совершенно неправильно, что германская и австрийская военная пропаганда в юмористических листках все время пыталась представлять противника в смешном виде. Это было неправильно потому, что при первой же встрече с реальным противником наш солдат получал совершенно иное представление о нем, чем это рисовалось в прессе. В результате получался громадный вред. Солдат наш чувствовал себя обманутым, он переставал верить и во всем остальном нашей печати. Ему начинало казаться, что печать обманывает его во всем. Конечно, это никак не могло укреплять волю к борьбе и закалять нашего солдата. Напротив, солдат наш впадал в отчаяние. Военная пропаганда англичан и американцев, напротив, была с психологической точки зрения совершенно правильной. Англичане и американцы рисовали немцев в виде варваров и гуннов; этим они подготовляли своего солдата к любым ужасам войны. Английский солдат, благодаря этому, никогда не чувствовал себя обманутым своей прессой. У нас же дело обстояло как раз наоборот. В конце концов, наш солдат стал считать, что вся наша печать – «сплошной обман»».
Читайте также
В информационной войне главная задача государства — справится с координацией медийной деятельности и наладить нормальную коммуникацию в собственным населением и международным сообществом.
На примере Израиля можно увидеть, как делать не нужно… Начиная с момента атаки ХАМАС, Палестине удалось склонить на свою сторону мнение общественности в Европе и Америке.
Весь мир каждый день видит «варварства проклятых сионистов», бомбящих всё подряд: больницы, храмы, рынки, лагеря беженцев. И всё это обязательно с большим количеством жертв, особенности среди детей. Не важно, что в итоге больница, христианский храм и ещё целый ряд мест оказались целы и количество жертв при ударах в их район преувеличили. Первая эмоция — она самая важная, ведь опровержение никого не интересует.
Информационная война проводится всегда, неважно происходит вооруженный конфликт на границе двух стран или нет. Например, российская телекомпания Мир 24 в одном из своих репортажей представила «Хаш» как национальное азербайджанское блюдо. Корень слова «Хаш» происходит от армянского слова «варить». В армянском лечебнике «Утешение при лихорадке» (1184 год), в некоторых рецептах упоминается мясной бульон соответствующим названием. В главе «Об однодневной лихорадке из-за простуды» рекомендуется есть «хаш из мяса козленка» и т.д.
А в 2022 году в эфире грузинского телеканала «Имеди» во время показа сюжета «Грузинский мацон против мацуна» телепередачи «Хроникон» была использована фотография, которая впоследствии стала причиной скандала. Когда телеведущие рассказывали о запрете экспорта армянского товара, на заднем плане появились фотографии с надписями на армянском языке: «Карабах — это Азербайджан», «Толма также азербайджанская». Телекомпания «Имеди» официально извинилась. Причём, как объяснили в телекомпании, это была «техническая ошибка»…
Стоит признать, что практически все участвуют в информационных войнах — кто-то целенаправленно, а кто-то неосознанно, распространяя неверную информацию. Информационная война – это война без физических правил, война без физических разрушений и порой даже без конкретного противника, но — с разрушительными психологическими последствиями для всех сторон.
Диана Ходерян
РАУ, 1-й курс, магистратура
На фото: Карта — карикатура первой мировой войны