10 апреля на заседании НС обсужден доклад о ходе и итогах исполнения в 2023 г. программы Правительства РА (2021-2026 гг.).
Премьер-министр РА Никол Пашинян в своей речи впервые коснулся восприятий нашего общества об исторической и реальной Армении и ее опасностях. “Правительство и я лично пришли к убеждению, что историческая Армения и реальная Армения не только несовместимы, но зачастую противоречат друг другу и даже создают серьезные угрозы друг для друга. Я и Правительство, долгое время являясь носителем психологии и традиции исторической Армении, только в 2022 г. констатировали, что ключевой фактор обеспечения безопасности РА проигнорирован. Это произошло с первых же лет основания нашей государственности, и этот фактор – международно признанные границы РА, международно признанная территория РА. Лишь после сентябрьской войны 2022 года я был безусловно и однозначно убежден, что регистрация международно признанной территории РА может стать дополнительным и решающим фактором в обеспечении краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной безопасности нашей страны. С этого момента фактически стартовал актуальный политический и психологический процесс, который можно назвать процессом демаркации между реальной Арменией и исторической Арменией. Процесс демаркации и делимитации между реальной и исторической Арменией проходит не легче, чем процесс демаркации между РА и Азербайджанской Республикой. Честно говоря, процесс разграничения между настоящей и исторической Арменией гораздо более болезнен еще и потому, что это разграничение происходит внутри каждого из нас и обнажает неожиданные слои и нюансы. Поэтому историческая Армения не признает территориальную целостность реальной Армении, так как территориальная целостность реальной Армении является ограничивающим фактором для исторической Армении и не дает ей возможности проявить себя. В этом смысле, волей-неволей, Армения находится в созвучии с рядом стран, претендующих на суверенитет, независимость и территории реальной Армении, потому что территориальная целостность настоящей Армении, международно признанная граница, является ограничивающим фактором для аппетитов этих стран. Историческая Армения, кстати, имеет ключевое значение для наших отношений с рядом стран. Это постоянная гарантия нашей вражды с группой стран и гарантия того, что у этих стран будет повод и объяснение для проведения агрессивной политики по отношению к нам. Историческая Армения также является гарантией того, что у нас не будет возможностей и знаний жить в нашей среде без посторонней помощи, и поэтому всегда будем нуждаться в покровителе, старшем друге. Это также гарантия того, что у нас не будет реального государства, настоящей независимости, потому что наше видение исторической Армении всегда будет вести нас в ловушку геноцида, в которой нам понадобится спаситель и покровитель, без которого мы не сможем выжить, существовать и страх геноцида будет держать нас в статусе форпоста, а форпост не нуждается ни в границе, ни в суверенитете, ни в независимости, ни в территориальной целостности: ему нужен лишь покровитель”, — подчеркнул Премьер-министр РА.
Говоря о проблемах и путях их преодоления, Никол Пашинян добавил: “Как Премьер-министр Армении я считаю себя обязанным зафиксировать и высказать: мы должны сосредоточиться на служении интересам реальной Армении, констатируя при этом жизненную невозможность когда-либо вернуться к образу жизни и мышлению исторической Армении в будущем. Иначе у нас не будет даже шанса решить внешние вызовы безопасности, поскольку мы будем иметь постоянный источник генерирования внешних угроз внутри себя, в нашей повседневной реальности, без полного и цельного понимания и оценки этого факта”.
Премьер-министр РА в контексте вышеуказанного задался вопросом: что такое реальная Армения и констатировал: “Реальная Армения та, которая имеет международно признанную территорию и международно признанные границы и, осознавая этот факт, имеет самосознание полноценного и уважаемого члена международного сообщества. Это означает определенное поведение, определенный этикет и определенную процедуру, соответствующие международно принятым и признанным стандартам. По словам премьера, реальная Армения – это международно признанная страна площадью 29.743 кв.км – Республика Армения.
Читайте также
“Пришло время нам самим признать территориальную целостность РА. В этом контексте особое значение приобретает следующий вопрос: в какой степени концепция реальной Армении гарантирует безопасность РА? Утверждаю, что в современном мире если и есть гарантии, то это негативные гарантии, то есть при каких-то гарантиях в какой-то степени гарантированы только негативные ожидания. Гарантий реализации позитивных ожиданий просто не существует, и, следовательно, в таких условиях управление и нейтрализация негативных гарантий представляет собой последовательную работу в этом направлении, которая может стать позитивной гарантией. Другого пути просто нет. «Нейтрализация негативных гарантий возможна только на основе легитимных шагов, легитимных ожиданий, легитимных аргументов и контраргументов, причем в случае действий на легитимной территории», — заявил Премьер-министр РА.
Н.Пашинян подробно коснулся процесса демаркации границы между Арменией и Азербайджаном, его вызовов, урегулирования НК-проблемы и подчеркнул: “Мой вывод таков, что после Лиссабонского саммита ОБСЕ 1996 года проблемы Нагорного Карабаха не существовало. Существовал вопрос Республики Армения в том смысле, что международная архитектура, де-юре предопределявшая содержание вопроса НК, уже была готова и неизменна, фиксируя, что Нагорный Карабах не может не быть частью Азербайджана. Имея смутные и тщетные надежды избежать подобной ситуации, некоторые государства использовали проблему НК, чтобы связать Республику Армения и ограничить ее действия как независимого государства. Переговорные возможности, которые были доступны с 2016 года, заключались не в каком-либо решении проблемы Нагорного Карабаха, а чтобы всячески сковать Республику Армения, чтобы ее попытки действовать как независимое и суверенное государство были просто исключены”.
Премьер-министр подробно рассказал о 44-дневной войне, последовавших за ней действиях, угрозах суверенитету и независимости Республики Армения и шагах, предпринятых властями в этом контексте, коснулся реализуемой внешней политики, событий в Нагорном Карабахе, программ поддержки соотечественников, вынужденных покинуть НК, видения установления мира в регионе, сотрудничества с США и ЕС, межгосударственных отношения между Арменией и Россией, а также сотрудничества со странами региона и ряда других вопросов.
Национальное Собрание Республики Армения