В последние годы произошли существенные изменения в устной речи многих армянских подростков и молодых людей (особенно это заметно в Ереване). Они друг с другом стараются говорить по-английски. А когда говорят по-армянски, то, во-первых, делают это с «американским», слегка искусственным произношением, во-вторых, каждое 3-4-е слово — на английском.
Язык, как известно, представляет собой многослойную знаковую систему. В данном случае эти молодые люди, общаясь таким образом, проводят границу своей среды, представляя себя и «своих» членами развитой, прогрессивной группы, а остальных — как «заскорузлых» и отсталых.
Ситуация до боли напоминает мою юность, когда мещане считали «признаком качества» говорить по-русски — качества, которым якобы отличались образованные, начитанные люди из «высшего общества». В Советской империи это имело и определенное политическое значение, иногда обуславливая продвижение человека по карьерной лестнице.
Чем нынче обуславливается отмеченное выше «англоязычие» многих молодых людей? Думаю, прежде всего тем, что они не видят того качества образования, которое бы их удовлетворяло на родине, и стремятся получить образование за границей. А это, в более широком смысле, может означать, что они вообще не видят своего будущего в Армении.
Читайте также
Демократия или ее отсутствие, высокие или низкие экономические показатели, вопросы безопасности здесь, конечно, играют свою роль. Но я считаю, что главное в этом вопросе – это образование, образовательная среда, которая для них неинтересна, бесперспективна, скучна.
Конечно, большую часть вины несет государство, которое за эти 33 года не смогло создать соответствующую среду. Но виноваты и мы, школьные учителя, преподаватели вузов. Когда мы не совершенствуемся каждый день, не учимся чему-то новому, когда не готовимся к каждому уроку, когда мы, короче, заняты «халтурой», это очевидно для учеников и студентов.
Не только школьник, но и детсадовец очень хорошо видит и чувствует, когда педагог не любит свою работу. Конечно, он видит и обратное.
Арам АБРАМЯН