Людям мешает то, что британский философ Роджер Скратон называет «моральным ожирением»
Самый главный вопрос, который меня сегодня волнует, заключается в следующем: как легитимно избранному премьер-министру Армении удается реализовать чудовищный план Азербайджана и Турции, не только не встретив серьёзного сопротивления, но и получив искренние аплодисменты некоторых кругов. Предположим, в какой-то стране избрали лидером агента вражеского государства или сумасшедшего, или кого-то невменяемого. Предположим, что этот человек переизбирается годы напролет. Что же, государство должно исчезнуть из-за его действий? Есть ли от него противоядие?
Ответ, я считаю, лежит в гармонии демократии и других ценностей — тема, которая занимала многих мыслителей, начиная с автора XIX века Алексиса де Токвиля. О тех же противоречиях думал и современный британский философ Роджер Скратон (умер в 2020 году).
Он делит предложенный вопрос на 4 «подвопроса».
Читайте также
1/ Что делает демократию сильной? Понятно, что, например, в нашем случае справедливо избранная власть относится к своим оппонентам точно так же, как «избранная нечестным путем».
2/ Какие ограничения следует наложить на демократию, чтобы она не превратилась в тиранию большинства?
3/ Как совместить суверенитет народа с другими законными целями, каковы нравственное и культурное воспитание? Я считаю этот вопрос ключевым. Все люди, которым есть что здесь сказать, должны заниматься образованием и воспитанием, независимо от того, как эти усилия вознаграждаются и кто со стороны пытается помешать.
4/ Как привить обществу демократические привычки? Думаю, это продолжение предыдущего вопроса.
Я не буду воспроизводить здесь ответы Скратона и рекомендую желающим прочитать его статью «Границы демократии» («Limits to Democracy»). Выделю лишь мысль о том, что люди не могут быть по-настоящему свободными, независимыми и компетентными без культурных ограничений. А они, по мнению Скратона, основаны на стремлении к идеалам.
Предвижу насмешку некоторых: «Ха-ха-ха, идеалы – пустые слова». Но именно на эту ухмылку и рассчитывают нынешние власти. Проснулся утром, увидел, что турки не в 50 метрах от тебя — радуйся, они в 50 метрах — тоже радуйся. Живи своей жизнью, все ложь, все делают вид, не думай о других вещах. Выбор людей огранивается сегодняшним днем, и политики пользуются этим. Им приходится обещать преумножение существующих материальных благ.
«Специфичное моральное ожирение, — пишет Скратон, — делает обычных избирателей больными до такой степени, что идеалы и долгосрочные причины заставляют их задыхаться».
Таким образом, сиюминутные отвлекающие факторы (особенно сейчас, когда так легко поднять любую тему в социальных сетях) привлекают больше внимания, чем долгосрочные цели, которые, да, требуют некоторой депривации. Эмоциональные призывы «очнись народ, наше государство гибнет» бесполезны. Пробуждение, к сожалению, не является сиюминутным «инсайтом». Это длящийся десятилетиями процесс, как это было в Армении в 1960-80-е годы, вплоть до 1988 года. Боюсь, сегодня у нас нет столько времени.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
23.04.2024