12 апреля 2004 года «красные береты», выполняя приказ тогдашнего президента Роберта Кочаряна, зверски напали на протестующих на проспекте Баграмяна. Граждане требовали референдума о доверии. Был такой пункт в решении Конституционного Суда, принятом годом ранее: высокий суд предлагал через год после спорных президентских выборов выяснить, доверяют ли граждане Армении президенту, избранному по официальным результатам.
Конечно, в этот день были не первые и не последние зверства полиции, и многие считают события 12 апреля прелюдией к «1 марта».
Несколько месяцев спустя, осенью 2004 года, ПАСЕ приняла резолюцию, осуждающую это насилие. Ответ Кочаряна был следующим: ПАСЕ для нас не политбюро. Мол, кем они себя возомнили, чтобы определять уровень нашей демократии? Впрочем, до этого правительство хвасталось, что престижные международные организации высоко ценят армянскую демократию.
Ход Третьей Республики Армения – это история повторяющихся сюжетов. Те же полицейские подразделения сегодня прибегают к такому же, даже более жестокому насилию, задерживают людей без каких-либо причин и точно такими же методами препятствуют работе СМИ.
Читайте также
Международные правозащитные организации, в частности «Фридом Хаус», время от времени фиксируют эти зверства. А реакция ГД-евцев следующая: не «Фридом Хаус» решает, является ли Армения демократической страной или нет. То есть, эта организация не является «политбюро» для ГД-евцев. Хотя до этого они хвастались, что весь мир восхищается нашей демократией.
Язык, ясное дело, без костей, и ГД-евцы снова могут утверждать, что Армения является цитаделью демократии. Также не исключено, что некоторые западные политики, имея какие-то счеты с Россией, могут повторить эту сказку. Но тот кто против полицейской жестокости, кто против «запирания» противников, тот всегда должен быть против этого, независимо от того, какая политическая группировка сегодня находится у власти.
…На самом деле Пашинян более чем похож на Кочаряна: он не остановится ни перед чем, чтобы сохранить свою власть.
Арам АБРАМЯН