«Европейские», «американские» настоящие ценности вовсе не «антирелигиозны»
Конфликт внутри общества Армении иногда представляется как борьба, между прогрессивными, проевропейскими, проамериканскими светлыми силами с одной стороны и темными, отсталыми клерикалами, с другой стороны, которые спят и видят как бы начать войну и присоединить нашу страну к России. Те, кто дает подобные оценки (если они искренни и не занимаются чистой пропагандой), не знают, что из себя представляют общества современных европейских стран, а также США, а также понятия не имеют, в каком направлении развивается западная общественная мысль на протяжении как минимум последних 2,5 столетия.
В основе ошибочных заблуждений лежит плоская и бесплодная идея, что мол вера мешает людям, а вот знания только помогают. Мол мы, «проевропейцы», опираемся на знания, которые точны, и являются непоколебимой скалой, а вот вы, отсталые, опираетесь на какую-то веру, которая является сказкой, вымыслом, «опирается на пустые разговоры». Может быть, так думали некоторые французские «энциклопедисты» XVIII века, но уж точно не представители классической немецкой философии.
В политических ценных идеях вера также по отношению к знанию не «нижестоящая», а «вышестоящая». Та же Декларация независимости США основана на ВЕРЕ, что Бог создал всех людей равными. Это основа настоящего западного гуманизма, которую отцы-основатели США взяли из Евангелия и на котором строится идеология прав человека. И, кстати, у тех же отцов-основателей были «под рукой» зародыши гражданского общества — взаимопомощь, солидарность, которые пуритане привезли с собой из Англии.
Читайте также
В XX веке также банальное противостояние разума и веры (традиции) особо не пользовалось уважением. Советские большевики отдавали дань этой антинаучной идее, и то в течение довольно короткого периода времени, в 1920-30-е годы.
Знаменитый немецкий философ Ганс-Георг Гадамер напоминал, что в эпоху Просвещения разум восхвалялся, а «предрассудки» — прославлялись. В XIX веке, наоборот, романтики предлагали вернуться к «старым добрым временам». Но это было то же самое просвещение, только с «отрицательным знаком». Оба считали, что предрассудки, традиции противоречат разуму, но в одном случае их забивали камнями, в другом восхваляли.
Однако Гадамер не считал «предубеждение», пред-дубеждение (Vor-unteil) негативным явлением, в некоторых случаях оно может приблизить нас к истине. Что нужно, чтобы отличить пустые суеверия от фундаментальных суждений, которые помогают нам понять мир? Ответ Гадамера здесь не был оригинальным: определенное «пространство» времени. Именно благодаря этому мы отличаем случайное, ошибку от реального смысла.
Принимая во внимание все это, предлагаю из «пространства времени» исследовать наши национальные нарративы: Арцах, Геноцид, гора Масис, «Наше Отечество». Неужто это были простые суеверия?
Я уверен, что взять жезл «разума» и сломать его, что противоречит так называемому «прогрессу», крайне «иррациональное» занятие. Другой философ XX века, француз Жак Маритен жаловался: «Культура, вместо того чтобы пытаться усовершенствовать человеческую природу в соответствии с ее глубинными требованиями, хочу сказать, накапливая внутреннюю мудрость, основанную на знаниях и жизни, старается изменить прежде всего внешнюю природу и властвовать над ней посредством техники».
Ключевые слова – «человеческая природа в соответствии с ее глубочайшими потребностями». О чем идет речь: Я думаю, что, по крайней мере в случае Маритена, то, что человек является образом и подобием Божьим. Прогресс, развитие должно быть не удалением от него, а приближением к нему. И иногда это можно рассматривать как «регресс», как «возвращение». Но на самом деле это не так.
Наши армянские философы и богословы зафиксировали это столетия назад:
Ибо истинно для обновления устаревшего с былой чистотой
Нужно больше сил, чем для сотворения
Человека вновь из небытия.
Нарекаци, «Книга скорбных песнопений», гл.49:2
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Матфей. 5:17).
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
30.04.2024