Новая Каледония – важнейшая заморская территория Франции в южной части Тихого океана и фактически закрепляет своего рода геополитические амбиции этой страны в регионе. Данная территория пользуется значительной степенью автономии, но сильно зависит от Франции в таких вопросах, как оборона и образование, и по-прежнему получает крупные субсидии из Парижа.
Вспыхнувшие здесь 13 мая 2024 года протесты и демонстрации местных жителей в заморской территории Франции переросли в жесткие погромы, унесшие жизни 6 человек. Установлен режим чрезвычайной ситуации, введены войска.
Столкновения начались после обнародования плана французского правительства ввести новые правила голосования в Новой Каледонии, согласно которым французы проживающие 10 лет на территории Новой Каледонии, имеют право голоса. Беспорядки выявили разногласия между коренными жителями, потомками колонизаторов и вновь прибывшими на заморский архипелаг французами.
На протяжении десятилетий сохранялось напряжение между канаками, стремящимися к независимости, и потомками колонизаторов, которые хотят, чтобы страна оставалась частью Франции.
Читайте также
Реформы направлены на расширение электората для участия в провинциальных выборах в Новой Каледонии, что вызвало недовольство сторонников независимости.
Участники протестов и беспорядков отмечают, что предложенная Францией избирательная реформа была создана для того, чтобы сформировать сильную базу избирателей, выступающих против независимости. Таким образом, по сути, конфликт воспринимается коренными жителями как вопрос идентичности.
Стоит отметить, что кандидаты, выступающие против независимости, получили 28 из 54 мест в парламенте на выборах в 2019 году. “Лоялисты” – жители, которые хотят, чтобы Новая Каледония оставалась частью Франции, – призывают к равным избирательным правам, жители, выступающие за независимость, считают, что расширение избирательного права может привести к дальнейшей потере мест в Конгрессе и ослаблению власти канакского народа.
Столица Новой Каледонии Нумеа, где проживает много европейцев и которая играет доминирующую роль в экономике архипелага, является центром нынешних беспорядков. По словам Эвелин Барту, старшего преподавателя социологии в Университете По, в столице наблюдается социальное и экономическое неравенство с “очень заметными этническими различиями, с экономически привилегированными районами с одной стороны и в значительной степени неблагополучными районами с другой, населенными в основном канаками или меланезийцами”.
Согласно некоторым экспертам, между теми, кто инициировал эту реформу, и каледонцами нет диалога, “без него соглашение не может быть достигнуто”, — так высказалась также и Изабель Мерль, историк колониализма, специализирующийся на Новой Каледонии в Национальном центре науки и исследований.
Гнев, вызванный реформой, усугубляется разочарованием на архипелаге, где более 26% молодежи не имеют работы, а кризис, связанный с рынком никеля, основным экономическим ресурсом Новой Каледонии, вызывает беспокойство. Добывающие компании жалуются на то, что цены на добычу на острове слишком высокие, и грозят прекратить финансирование. Отметим, что территория – четвертая в мире по добыче этого металла. По данным аналитиков, мировая потребность в никеле будет стремительно расти, однако только Австралия и Новая Каледония могут в разы нарастить добычу.
Другой момент, наиболее заинтересовавший нас, заключается в том, почему Франция обвиняет Азербайджан во вмешательстве в дела Новой Каледонии, ведь именно азербайджанские флаги были замечены на шествиях демонстрантов.
Вопросы Парижа о влиянии Азербайджана в Новой Каледонии возникли несколько месяцев назад. Беспокойство усилилось после подписания в апреле меморандума о сотрудничестве между Конгрессом Новой Каледонии и Национальным собранием Азербайджана.
Обвинения Франции звучали не раз на самом высоком уровне. Суть заключается в том, что Баку воспользовалось беспорядками для расширения своего влияния в регионе, хотя Азербайджан это официально отрицает. Тем самым новая Каледония, охваченная беспорядками, становится новой зоной напряженности между Францией и Азербайджаном, отношения которых накалились в связи с проармянской позицией Парижа по Нагорному Карабаху. В во многих репортажах французских СМИ некоторые активисты независимости архипелага носили футболки с азербайджанским знаменем. Что это, если не признак очевидного влияния страны? Сегодня Новая Каледония превращается в новую зону двусторонней турбулентности.
Действия азербайджанцев против политики Франции в Новой Каледонии не являются секретом, Баку открыто осуждает «колониальную политику». Кавказская республика также поддерживает движение за независимость канаков через Бакинскую инициативную группу (ГИБ), аналитический центр и группу влияния, которая, в частности, намерена «поддерживать борьбу против колониализма и неоколониализма». Эта группа родилась в июле 2023 года в Баку во время конференции с сепаратистами французских территорий Мартиники, Гайаны, Новой Каледонии и Полинезии.
Света Акопян
РАУ, магистратура, 2-й курс