JAMnews. В связи с гибелью президента, министра иностранных дел и других высокопоставленных лиц Ирана в армянских экспертных кругах обсуждают, возможны ли изменения в политике Тегерана. Местные аналитики дискутируют о том, как процессы в Иране могут повлиять на Армению и ситуацию в регионе в целом, как может воспользоваться этим Азербайджан.
Комментарий эксперта по вопросам национальной безопасности Грачья Арзуманяна:
«Иран проводил успешную стратегию, совмещающую дипломатию и фактор силы. Корпус стражей исламской революции формировал силовую составляющую политики страны, МИД – дипломатическую.
Этот инцидент обезглавил эту политику, Иран парализован. Независимо от того, кто «взорвал эту бомбу», регион ожидают потрясения. И Армения должна к ним готовиться.
Для сторонников пантюркистской идеологии – это большая радость. Так как Иран не позволял пантюркистской стратегии широко распространиться на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Читайте также
Армения должна быть готова к тому, что давление в этом направлении может усилиться.
Грачья Арзуманян имеет в виду «Зангезурский коридор» – дорогу, которую требует Азербайджан через территорию Армении, для связи с его эксклавом Нахичеванью. Нахичевань граничит с Турцией, что означает для Анкары упрощенное сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии. То есть дорога в данном случае – это «туранский путь», элемент в большом проекте властей Турции для объединения всех тюркоязычных стран. И Арзуманян предупреждает о возможности силового захвата этой территории со стороны Азербайджана, так как власти Армении соглашаются разблокировать дорогу, но категорически отвергают термин «коридор», который означает потерю контроля на этой территории.
Если Алиев еще не совсем потерял голову, ему следует быть очень осторожным. Если он предпримет активные действия, то он в итоге может получить ответ от Ирана.
Я не думаю, что Баку пойдет на такие действия. Но то, что Азербайджан могут использовать в этих играх, это может случиться. Поэтому стабильность становится чрезвычайно важным фактором для внутренней и внешней политики Армении. Мы должны быть готовы к такому развитию событий».
Комментарий ираниста Алена Шадунца:
«Не стал бы связывать это трагическое происшествие и активизацию Азербайджана, использование этой возможности для начала каких-то действий. Что касается региона, то серьезных изменений в политике Ирана не ожидается, поскольку власть в этой стране не сосредоточена только вокруг президента.
Важным действующим лицом в политической жизни Ирана является духовный лидер Али Хаменеи. Серьезную роль играет и Корпус стражей исламской революции. Благодаря им будет обеспечена преемственность политики Ирана.
Корпус стражей исламской революции является основным актором, противостоящим возможным действиям Азербайджана. И сегодня, независимо от того, есть президент или его нет, корпус продолжит играть важную роль в политике Ирана.
Вероятно, что в результате изменений, которые возможны в Иране, его роль даже возрастет. Словом, политический курс, который отстаивали стражи исламской революции, сохранится в ближайшие месяцы и годы».
Комментарий ираниста Гоар Искандарян:
«На долю президента Ирана Раиси выпал самый сложный период с точки зрения региональной безопасности.
После карабахской войны 2020 года он содействовал установлению мира в регионе, озвучивал совпадение армянских и иранских интересов. Был этап, когда нужно было настойчиво защищать эти интересы. Мы помним, что именно Ибрахим Раиси, духовный лидер Ирана Али Хаменеи, а также министр иностранных дел Амир Абдоллахиян четко заявили, что граница между Ираном и Арменией является исторической границей, и для них это красная линия, они не потерпят изменения этой границы.
Экономическое сотрудничество Ирана и Армении также значительно углубилось во время правления Раиси. С целью увеличения товарооборота между Арменией и Ираном строится второй мост. Именно при Раиси политика присоединения Армении к проекту «Север-Юг» получила новый импульс.
Иран неоднократно заявлял, что Армения должна иметь ключевую роль как в проекте «Север-Юг», так и в проекте соединения Персидского залива с Черным морем.
Было очевидно, что власти Ирана осознают, какие изменения происходят в регионе после карабахской войны, видят попытку нивелирования позиций в регионе как Ирана, так и Армении – в обход интересов обеих стран. В связи с чем, трезво оценив ситуацию, они приняли решение о дальнейшем укреплении армяно-иранских отношений».
Статья полностью