Молоток может оказаться полезным инструментом, например, когда люди забивают гвозди или создают скульптуры. Но когда молот появляется на митинге как символ определенного политического образа действия, это означает только одно: граждане страны делятся на две части — те, кто бьет людей по голове (пусть в переносном смысле) и те, кого нужно бить по голове.
Придайте этим двум видам любую характеристику. С одной стороны «бывшие», «грабители», «агенты России», с другой стороны «народ», «гордые граждане». Важны не названия, а функции: «наши» — это те (в том числе и различные «береты»), кто вооружен молотком, «стальным мандатом», а «другие» — против кого этот молот следует применить.
В 2021 году как минимум для 680 000 человек процесс «удара по голове» оказался в 100 раз интереснее, чем судьба 150 000 соотечественников, попавших в беду.
Греческое слово «diabolos» состоит из двух частей: «dia», т. е. «сквозь», «посередине», что в данном контексте имеет значение деления, «ballain» — бросать, швырять (отсюда слово «баллистика»).
Что может преодолеть это разделение? Естественно, крест как символ любви. Всегда ли крест играл эту роль на протяжении всей истории? Конечно же нет: крестом тоже били людей по голове (в прямом и переносном смысле). Более того, сегодня Русская Православная Церковь под руководством Патриарха Кирилла использует крест для оправдания преступной войны, развязанной его страной.
Читайте также
Но настоящая функция креста — это любовь, которая, напомню, не эмоция, а стремление человека быть «целостным» (достойным, integrative) сначала с самим собой, затем с миром. Это внутренняя уверенность, мир.
Пашинян хочет открыть «эру мира», разжигая раскол и взаимную ненависть внутри страны. Таким образом мы не достигнем никакого мира. Но Пашинян не может поступить иначе, вся его власть основана на разногласиях. В частности, он никогда не попытается выровнять отношения с церковью. Наоборот, обострит, будет «наезжать».
Ответом на это должна быть «асимметричнная», «объединенная сила» армянского народа, всех граждан Армении (включая сторонников Пашиняна). Сможет ли это или какое-либо другое движение оздоровить общественную атмосферу, пока неясно, но выход именно такой.
Арам АБРАМЯН