Особенности авторитарного режима на примере России, Белоруссии, Азербайджана и Армении
Что значит «автократия»? Если коротко, то власть одного человека, без контроля и противовесов. Простой пример: собственник «GG» Хачатур Григорян осмелился призвать присоединиться к оппозиционному движению. Это видео предположительно смотрит Никол Пашинян, впадает в очередной приступ гнева, берет телефон и приказывает — «Ну-ка, задайте ему жару». Правоохранители врываются в офис «GG», проводят обыски, конфискуют компьютеры и т.д. (В Следственном комитете говорят, что дело возбуждено уже давно, но получается, что по удивительному стечению обстоятельств, вторжение, обыски и конфискации произошли сразу после митинга). То же самое делал Кочарян, в особенности против Хачатура Сукиасяна, когда тот в 2008 году присоединился к движению Левона Тер-Петросяна.
После таких действий понятно, что ни один бизнесмен больше не пикнет, если ему что-то не понравится в политике властей. Наоборот, он постарается максимально польстить и услужить властям.
Это одно из проявлений автократии, авторитарного режима. Точно так же действуют Путин, Лукашенко или Алиев. В частности, они тоже когда чувствуют угрозу, приказывают разбивать протестующим головы или стрелять в людей. Приказывают сфабриковать дело против тех бизнесменов, которые смеют хоть немного сопротивляться действиям властей.
Читайте также
Самый свежий случай в России. Путин решил «национализировать» некоторые крупные предприятия, по сути, отобрать у собственников их имущество, передать государству и затем по дешевке передать другим, более «подходящим» собственникам. И тут, когда директор Челябинского электрометаллургического комбината Павел Ходорковский попытался протестовать против этого, его обвинили … в совращении малолетних.
После всего этого станет ли человек жаловаться, когда у него отнимут имущество? Кстати, одной из основ демократии, на мой взгляд, является уважение к частной собственности, считая ее «святостью».
Байден или Макрон — точно такие же люди, как и упомянутые выше четверо авторитарных лидера. Точно так же они не любят, когда в их адрес звучат критические слова. Но суть в том, что у первых лиц в демократических странах НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ давать указания правоохранителям выполнять их личные пожелания.
Похожи ли существующие режимы в России, Белоруссии, Азербайджане и Армении на сталинизм и гитлеризм? В какой-то степени с точки зрения противоправности и произвола, создания кумира из первого лица, да, они схожи.
Но еще больше различий. При тоталитаризме репрессии носят массовый характер, направлены против определенной группы в целом (скажем, против коммунистов, врачей, интеллигенции). В авторитарном режиме репрессии являются «точечными». Иными словами, преследуются не все бизнесмены, а те, кто поднял свой голос. А если ты сидишь в своем углу, грызешь свою долю «пшеницы», а когда надо, платишь в соответствующие фонды, то у тебя нет проблем — «в уме» будь против кого хочешь.
Есть и более принципиальная разница. В большевистском СССР и нацистской Германии существовала идеология: людей убеждали, что они страдают, угнетаются, чтобы что-то «построить», ради «светлого будущего». В рассматриваемых четырех случаях идеологии нет. В 2018 году была предпринята попытка создать какие-то новые «ритуалы», какую-то новую «религию»: День гражданина, Музей революции, Идущий человек. Но в отсутствие идеологии эти попытки не могли увенчаться успехом.
Частным следствием этого является то, что понятие «правящая партия» в таких режимах весьма условно. «Единая Россия», «Ени Азербайджан» или ГД развалятся и распадутся на политическом поле после ухода их лидеров.
…Переход от авторитаризма к демократии – это, конечно, отдельная тема. Но общий принцип, конечно, – это разрушение самовластия. Пути к этому разные, я перечислю их в другой раз.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
18.06.2024