Их «анестезия» выгодна нынешним властям Армении
«Почему мое животное тело есть нечто более реальное, разумное и священное, нежели тело моего народа? Скажут, что народного тела, как и народной души, нет вовсе, что общественный, собирательный организм есть только метафора для выражения простой суммы отдельных людей. Но ведь с такой исключительно механической точки зрения необходимо идти дальше: в действительности нет и индивидуального организма и индивидуальной души, а существуют только различные сочетания элементарных вещественных единиц». Эту мысль высказал русский философ Владимир Соловьев в конце XIX века.
Действительно, если мы признаем, что существует форма (в философском смысле), единство, целостность на индивидуальном уровне, то мы должны признать, что она существует и на более высоких уровнях: семья, нация, человечество. А если это правда, то гордость и унижение, успех и неудача относятся не только к отдельной личности, но и к той или иной группе личностей.
Мы говорим, например, «семья понесла большую утрату» или «семья страдает». Это «метафора»? Если нет, то же самое можно сказать и о нации.
Читайте также
В Армении официальная пропаганда пытается убедить, что национальных чувств и боли не существует, а если о них вообще говорят, то это обман, ложь, иллюзия. Метафора, одним словом.
Что же тогда может объединить людей? Или в этом нет необходимости? Каждый уходит в свой угол и наслаждается доставшимися ему материальными благами. И чтобы никто не вредил благу другого, между ними должны быть договорные отношения.
Конечно, они необходимы. Но что сильнее, «договор» (скажем, в бизнесе) или лояльность, обусловленная принадлежностью к одной семье? Семье, в широком смысле.
«Договор» временный, его можно разорвать, но когда ты принимаешь интересы своей группы как свои собственные, это меняет ситуацию. Наемный, солдат-контрактник, может перейти на сторону врага за лучшую оплату. У солдата национальной армии (начиная с XIX века, начиная с наполеоновских войн) мотивация гораздо сильнее.
Почему нынешняя власть регулярно нападает на национальные символы и ценности: гору Масис, Армянскую Апостольскую церковь, герб Республики Армения, а с недавних пор и хачкары? Основная цель – показать, что нации, как группы людей, на самом деле не существует, это всего лишь «метафора». Что существует только наше «эго», с нашими плотскими удовольствиями.
Для чего это делается, понятно: чтобы сохранить власть. Если люди в Армении сейчас переживут национальную травму, почувствуют национальное унижение, то они не потерпят этих властей, которое и являются причиной создавшейся ситуации. А так, в разделенном, индивидуализированном, «бесчувственном» государстве можно пока что продолжать править.
И не подумайте, что нас 10 миллионов, не почувствуйте вдруг, что вы часть большой команды. Вообще забудьте, что за пределами Армении есть армяне, у которых тоже есть национальные чувства.
Вся эта пропаганда властей, давайте смотреть правде в глаза, чрезвычайно эффективна на данный момент и промывает мозги сотням тысяч людей.
…после 9 ноября 2020 года я каждое утро просыпаюсь с чувством стыда. И это чувство не имеет ничего общего с моими личными обстоятельствами. Это национальный стыд, национальный позор, бесчестие. С другой стороны, я уверен, что большинство граждан Армении не разделяют этого чувства.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
25.06.2024