Представьте себе на минуту, что премьер-министр Пашинян выступает с речью в Национальном Собрании и утверждает, что никакого Геноцида армян не было, что во время Первой мировой войны армяне проживающие в Османской империи вели себя плохо, проявляли пророссийские настроения, и османское правительство было вынуждено переместить их на другие территории. (Возможно, в рамках «мирной повестки дня» возникнет необходимость говорить такие вещи).
Вызовет ли сегодня подобное заявление первого лица РА всеобщий гнев в Армении? Я уверен, что это не вызовет: такая реакция была бы 10, 20, 30 лет назад, но не сегодня. И сейчас, конечно, одна часть общества будет злиться, другая проявит абсолютное безразличие, а третья, самая агрессивная и шумная часть, поддержит Пашиняна следующими «аргументами»: «Он прав, наконец-то правда прозвучала, мы плакали 100 лет, и что мы получили? А русские, а дашнаки, а бывшие. Разве не видите, как хорошо работают новые автобусы в Ереване? Если не видите, то вы — поедатели пиццы, рабы русских и пятая колонна…».
А поскольку это мнение будет звучать громче всех, те, кто знаком с историческими фактами и возмущен их искажением, постепенно замолкнут. Или они будут говорить, но окажутся на задворках общества. Сработает открытая Элизабет Ноэль-Нойман закономерность «спирали молчания», когда люди присоединяются к мнению, высказанному «крикливым» образом, опасаясь прослыть «белой вороной».
Почему я провожу этот мысленный эксперимент? Моя цель — показать, насколько мы деградировали. Для меня поведение нашего общества после 9 ноября 2020 года является показателем того глубокого, необратимого вырождения: люди готовы молча проглотить ложь властей о переговорном процессе, причинах поражения в войне и событиях, последовавших за поражением. Естественно, вырождение не могло произойти за 6 лет, это процесс десятилетий, и здесь, конечно, есть вина государственной, политической и интеллектуальной элиты.
Читайте также
Пашинян (отдадим ему должное в этом вопросе) прекрасно знает основную массу граждан РА. И я не удивлюсь, если он (в рамках той же повестки) однажды скажет, что Армении никогда не существовало, а территория, на которой мы живем, — это земли, захваченные у Азербайджана. Опять же, я уверен, что это нормально воспримется этой массой.
Арам АБРАМЯН