Те, кто думает, что победа на президентских выборах в США уже в кармане у Дональда Трампа, пожалуй, торопятся. Особенность США, как и любой другой демократической страны, состоит в том, что исход выборов непредсказуем. А вот что будет после выборов, более-менее предсказуемо.
В таких странах, как наша, все с точностью до наоборот: изначально ясно, кто победит на выборах, а вот какие последствия это будет иметь, вот это предсказать сложно. Первая модель в той или иной степени обеспечивает стабильность, во втором случае всегда существует риск дестабилизации.
Кто является кандидатом от Демократической партии, Байден или Харрис, конечно, важно, но не так важно, чтобы «ядерный» электорат демократов (а речь идет о миллионах человек) решил поменять свое мнение. Независимо от личности кандидатов, республиканцы вряд ли добьются успеха, например, в Калифорнии. Точно так же мало кто подумает, что в Огайо победят демократы. И борьба идет за «колеблющиеся штаты» (swing states).
Это система, естественная или искусственная, справедливая или несправедливая (что бы ни понималось под этими, весьма условными, понятиями), но это система, обеспечивающая сменяемость (removability) власти.
Читайте также
В крупнейших странах Европы, Франции и Германии, социалисты и правоцентристы (под разными названиями) сменяют друг друга, не давая прийти к власти крайне правым, в данном случае «ле пенианцам» и «альтернативистам». Кстати, не исключено, что крайне правые популисты в ближайшие годы добьются более значительных успехов.
В Армении такой системы нет, на выборах всегда побеждает действующая власть. Даже в том случае, когда происходит «смена власти», выборы лишь фиксируют де-факто существующую ситуацию. В 1998 году победил де-факто президент Кочарян, в 2018 году победил де-факто премьер-министр Пашинян.
Если мы хотим действительно интегрироваться с Западом, а не сотрясать воздух по этим темам, мы должны создать политическую систему, гарантирующую сменяемость власти.
Арам АБРАМЯН