Ни человечество, ни Армения последних трёх десятилетий этого не подтверждают
У польского философа XX века, богослова, члена ордена доминиканцев Юзефа Бохеньского есть очень интересная книга под названием «Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков». В книге в алфавитном порядке представлены явления, которые, по мнению Бохеньского, традиционно неверно истолковываются.
«Прогресс» — одно из таких явлений. «Вера в постоянный прогресс человечества, идущего ко все более высокому, совершенному состоянию, одно из самых вредных заблуждений, унаследованных от XIX века», — пишет философ. Понятно, почему именно с тех времен: в XIX веке естествознание быстро развивалось, и Дарвин выдвинул свою теорию эволюции. Но Бохеньский спрашивает, способствует ли развитие науки и техники прогрессу в духовной, правовой, политической и нравственной сферах.
Автор приводит несколько примеров. В 16-14 веках до нашей эры женщины имели больше прав, чем в современной (20 век) Швейцарии, уж не говоря об исламских странах. Изобретение бетона вряд ли способствовало созданию более ценных архитектурных шедевров. Никто не может утверждать, что благодаря современной технике художник достигает больших высот, чем Микеланджело. Следствие, которое делает Бохеньский: в целом утверждение о постепенном прогрессе человечества 1/ совершенно необоснованно, 2/ противоречит фактам.
Читайте также
Однако вера в то, что человечество переживает постоянный и неостановимый прогресс, сохранилась даже в XXI веке. Фактически, после 1914 года, когда, вопреки всему «прогрессисткому» оптимизму, разразилась Первая мировая война, было самое время распрощаться с этими иллюзиями.
Вспомнился роман Томаса Манна «Волшебная гора», вышедший в 1924 году и повествующий, однако, о, как позже выяснилось, необоснованном оптимизме предвоенной Европы. Один из героев этого романа, Сеттембрини, верит в «целебные» свойства разума, либерализма и рыночных отношений.
Кстати, он с энтузиазмом говорит о том, что скоро отсталая монархия в Турции будет свергнута и к власти придут прогрессивные силы, в лице младотурков, он рад, что прогресс побеждает даже в Турции. Мне кажется, это очень типичное отношение, если сравнивать это убеждение с событиями, последовавшими за младотурецкой революцией.
Но, повторюсь, даже сейчас, после двух мировых войн, когда присутствуют хоть какие-то черты Третьей войны, находятся люди, утверждающие, что мы идём в светлое будущее и небесный рай.
Американский психолог Стивен Пинкер — один из мыслящих так людей. Он уверен, что после провозглашения независимости США в 1776 году и принятия во Франции Декларации человека и гражданина 1789 года все в целом идет «в правильном направлении». Как говорится, хотелось бы его оптимизма.
Развитие моей страны – Третьей Республики Армения, также не дает оснований для оптимизма. Прогрессировали мы или регрессировали за 33 года? Не спешите давать однозначный ответ.
Например, как и везде, очевиден технический прогресс коммуникаций. Чтобы поделиться с публикой своими ценными или не очень ценными мыслями, потребуется всего несколько минут. Это, безусловно, способствовало определенной демократизации общественной жизни, из-за чего государствам становится все труднее ограничивать свободу слова.
С другой стороны, это широко открывает двери для манипуляций.
40 лет назад, в это время года, люди расстилали на берегу реки ткань и готовили шашлыки на камнях. Сейчас во всех ущельях «зоны отдыха», с минимальным обслуживанием. С одной стороны, это делает проведение досуга более «цивилизованным», с другой — близко расположенные друг к другу кабинки, в каждой своя музыка, не особо способствуют расслаблению. Ну поди и оцени — где прогресс, а где регресс.
Если взять сугубо общественно-политическое развитие, то здесь я больше замечаю регресс. Возьмем хотя бы парламент. Можете ли вы себе представить, что, скажем, Бабкен Аракцян (или Левон Тер-Петросян, Вазген Манукян, Рафаэль Казарян) с помощью своих телохранителей схватили бы человека за руки и плюнули ему в лицо?
В чем корень проблемы? Думаю, причина в том, что парламент 1990 года был избран обществом одного качества, а, скажем, в 2021 году – другого качества, и эти качества заметно отличаются друг от друга в пользу первого. Почему в 2001 году убийство человека в туалете за «неправильное приветствие» вызывало праведное негодование, а сейчас смертельное происшествие с беременной женщиной по вине того же телохранителя (я понимаю разницу в случаях) никого не волнует. Опять же из-за регресса общества, вырождения, безразличия, цинизма.
… Естественно, подобные явления наблюдаются не только в Армении. «The world’s on fire And I can’t get my arse out of bed » («Мир в огне, и я не могу встать с кровати») — поют «Deep Purple» в своем последнем альбоме.
Арам АБРАМЯН