Если подписывается документ, состоящий из 9 пунктов, это значит, что он представляет собой целостность, пункты которого взаимосвязаны. Это можно объяснить на примитивном примере: у нас есть договор о том, что ты даёшь мне 2 килограмма яблок, а я тебе — 1000 драмов. Но если ты не дал мне оговоренные яблоки, то не имеешь права требовать деньги.
То же самое, естественно, применимо и к международным документам. Российская сторона сорвала выполнение пунктов заявления от 9 ноября 2020 года, которые касаются её. Она допустила закрытие Лачинского коридора, не обеспечила безопасность населения Арцаха. А теперь российский министр иностранных дел Лавров вдруг вспомнил о том же трехстороннем заявлении и спрашивает: а что с разблокировкой дороги из Азербайджана в Нахичевань, которая предусмотрена 9-м пунктом заявления?
Будучи опытным дипломатом, он, конечно, прекрасно знает, что если остальные пункты не выполняются, то 9-й пункт тоже не может быть выполнен. Ему просто нужно было в Баку обвинить Армению, мол, они «саботируют».
Я, конечно, не адвокат властей Армении, но в данном случае могу сказать: правильно делают, и в этом плане согласен с заявлением нашего МИД. Документа от 9 декабря больше не существует ни в юридическом, ни политическом смысле. Это уже история.
Читайте также
Другой вопрос, что слабость нашей дипломатии и, по большому счёту, государства заключается в том, что этот вопрос, то есть вопрос коммуникаций через нашу территорию, обсуждается без нас. Мне кажется, что сейчас важнейшей задачей должно стать создание такой площадки, где этот вопрос могли бы обсуждать все заинтересованные стороны (включая, конечно, Россию). Но это отдельная проблема, которая и не имеет никакого отношения к трехстороннему заявлению от ноября 2020 года. Об этом документе можно забыть.
Арам АБРАМЯН