Слияние и разделение ведомств — старая армянская традиция, характерная для таких несостоявшихся государств, как наше. В свое время, если помните, в результате определённых перестановок в правящей верхушке были объединены министерства внутренних дел и национальной безопасности.
Я считаю, что это было ошибочное решение, так как функции полиции и спецслужб совершенно разные; они должны также уравновешивать и контролировать друг друга. В недемократических режимах такое уравновешивание принимает исключительно вид придворных интриг. Вспомним хотя бы конфликт в начале 1980-х годов в СССР между председателем КГБ Андроповым и главой МВД Щелоковым , который закончился полным поражением последнего и его самоубийством. Но даже в условиях демократии существует это естественное соперничество.
В Армении в своё время были объединены Министерство финансов и Налоговая инспекция, что, как мне кажется, опять же было недопустимо: тот, кто собирает деньги, и тот, кто их тратит, не должны быть в одной системе.
С 2018 года сельское хозяйство «растворилось» в экономике, также была создана непонятная структура под названием МОНКС. Проблема заключается не столько в экономии средств, сколько, по моему мнению, в том, что найти четырех верных людей сложнее, чем одного.
Читайте также
По той же причине, я думаю, контрразведку «вливают» в разведку. С институциональной точки зрения это также кажется нецелесообразным. Условно говоря, ведомства Мюллера и Шелленберга не могут быть идентичными, нарушается естественный баланс.
Кстати, известный советский сериал Андропов любил еще и потому, что в нем мастерски представлены структурные особенности спецслужб.
Конечно, в Армении объективно существует также вопрос связи старых кадров СНБ с Россией. Но это сложная и тонкая проблема, которую нельзя решить с помощью объединений.
Как только власть изменится, уверен, отменят и этот шаг. Это делается не в первый раз.
Арам АБРАМЯН