«Нам нужны удары молотом, а не скрежетание зубов, доброта, а не злоба и зависть, консолидация, а не сведение счетов». Это слова, имеющие для Армении вечную актуальность, особенно если мы хотим иметь государство на этой территории. Ясно, что так может думать человек, в первую очередь с государственным, и только потом с политическим мышлением, в данном случае — Карен Демирчян. Также очевидно, что эти слова были сказаны после февраля 1998 года, когда Кочарян и его команда с большим энтузиазмом «сводили счеты» с предыдущими властями и предыдущим периодом независимости. Это и стало основой для последующего «сведения счетов».
Отсюда идет и один из основных социальных расколов (то, что социологи называют cleavage) — «настоящее-прошлое». Важно понять, что в таких странах, как Армения, расколы не являются политическими, в отличие, скажем, от США.
Простой пример: когда противники власти у нас говорят «ГД-евец», они не имеют в виду не имеющуюся у этой партии политическую идеологию, отсутствие которой, кстати, подтверждается на официальном уровне. Имеется в виду группа, пришедшая к власти по воле случая, которая разрушила Карабах и разрушает Республику Армения.
Когда сторонники власти говорят «РПА», они думают не о «нждехизме» или «таронизме», а о «грабежах».
Читайте также
Таким образом, в наших армянских cleavage-ах истинная политика не играет никакой роли. Расколы идут по линиям «настоящее-прошлое», «настоящее-предыдущее», «разрушитель-грабитель», «айастановский-карабахский, «местный- из диаспоры», «богатый-бедный», «соросовец-русораб» и множества других. Социологи, вероятно, могут более детально описать эти линии.
Та же наука описывает, как усиливается поляризация, когда сильные связи (дружеское окружение) и слабые связи (знакомые-родня) становятся более тесными, но исчезают «мосты». Под «мостами» понимается состояние, когда в противоположных группах есть люди, которые могут сотрудничать друг с другом. Не «у меня есть друзья и в ГД, и в РПА» (что, как я вижу, сейчас становится все реже), а речь идет о более серьезном социальном, я бы сказал, государствообразующем сотрудничестве. Группы все больше замыкаются в своих футлярах и не хотят слышать о друг друге. Для возведения «мостов» необходимы взаимоприемлемые идеи, которые находятся выше описанных cleavage-ов.
Арам АБРАМЯН