Много лет говорилось, что Россия является нашим союзником. Исходя из чего? Видимо, из истории. История подавалась в особом свете — «да будет благословен тот час…», Исраэл Ори, «освобождение» 1828 года. Проблема не в том, что такими были, в частности, 70 лет советской пропаганды, а в том, что такая неполитическая, эмоциональная интерпретация истории была близка представлениям нашего населения. Попытки более трезвомыслящих людей (например, Рафаэля Ишханяна) предостеречь, что это ошибочный подход, заглушались хором большинства.
За последние 30 лет стало ясно, что Россия не является нашим союзником, особенно недавно, когда эта страна «заменила» Арцахский вопрос на совместные проекты с Турцией и получила то, что было возможно в данной ситуации. Но в этом видят что-то экстраординарное, что-то «зловещее» те, кто руководствуется той же логикой «того благословенного часа», только со знаком минус.
Еще 27 лет назад Левон Тер-Петросян задавал вопрос: «Они (то есть русские – А.А.) уже обещали подарить Карабах Армении или признать его независимость, это обещание было в устном или письменном виде?». Чрезмерные разочарования у тех, кто имел чрезмерные ожидания.
Таким образом, «советско-армянская мифология» была заменена на своего рода ту же «новую мифологию» — русские наши враги, они всегда обманывали нас, а вот если мы войдем в ЕС, вопросы нашей безопасности и благосостояния будут решены.
Читайте также
Проблема не во взглядах и высказываниях того или иного государственного, общественного или политического деятеля. Проблема гораздо серьезнее — станем ли мы «политической нацией» или останемся на «историко-культурном» уровне.
Арам АБРАМЯН