То, что на 33-м году государственной независимости Армении ее руководителем является Никол Пашинян — это не случайность и не результат «парада планет». Этот факт — следствие отношения большинства граждан Армении к государству. Люди выражают те процессы и закономерности, которые существуют в обществе. Если бы сегодня Пашинян организовал референдум с вопросом: «Согласны ли вы, чтобы Армения входила в состав Азербайджана?», и с помощью своего красноречия агитировал бы, что именно это — спасение нашего народа, я предполагаю, что около 80% жителей Армении ответили бы «да».
Причины глубокие.
За 33 года мы не создали собственную модель государственности — то, что, на мой взгляд, удалось сделать Азербайджану и к чему в последние годы стремится Грузия. Ясно, что в первой половине 1990-х это не могло быть нашей самой насущной проблемой. Позже вопрос был поставлен так: модель должна быть заимствована либо из России, либо с Запада, или должен быть «комплементаризм». Время выйти из этой парадигмы, что уже сделали или делают наши соседи. (Те, кто находится в этой парадигме, вероятно, поймут меня так, что я призываю подражать Грузии и Азербайджану).
Мы не смогли создать серьезную, влиятельную элиту — интеллектуальную, экономическую, политическую, военную.
Читайте также
Ясно, что в Армении умных, думающих людей не меньше, чем в любой другой стране. Речь идет о системном смысле явления «элита». Вместо элиты некоторые западные круги, сделав небольшие инвестиции, за последние два десятилетия развели слой «прозападников» и «ОО-шников», не имеющих отношения к западным ценностям и искажающих идею гражданского общества, который не может заменить настоящую элиту.
В 1970-80-х годах элита, сформировавшаяся в Академии наук, Ереванском государственном университете, Институте Мергеляна и других советских учреждениях, которая составляла основу парламента 1990 года, несмотря на явные недостатки этих учреждений, обладала определенным системным мышлением и национально-государственным видением.
Независимая Армения не имела таких «кузниц» или «лифтов». А кадры внешних «кузниц», которые составили парламент 2018 года, усвоили лишь поверхностные формулы и риторические приемы, не углубляясь даже в настоящую европейскость, которую, якобы, предпочтитают..
В результате мы имеем общество, которое следует за Пашиняном. А точнее, Пашинян идет за этим обществом. Обществом, которое не формулировало требования по обеспечению безопасности Арцаха и сейчас не ставит перед правительством вопрос о сохранении армянской государственности.
Арам АБРАМЯН