Школьникам нужны не только истории о наполеонах
«Зло — это не отдельное существование, а отсутствие должного совершенства. Грех, как таковой, принципиально скучен; ему недостает того, что может привлечь нашу волю и разум», — писал католический монах Томас Мертон в середине прошлого века. Чтобы заглушить эту скуку, возникают шум, восхищение и насилие. «Когда великий грешник умрет, и утихнет вызванное им смятение, его грехи станут историей, а несчастные школьники будут читать о них, не понимая, за что их так наказывают. Ведь даже самые маленькие понимают, насколько бесполезны истории о Наполеоне, Гитлере или Сталине», — отмечал Мертон. Конечно, можно сказать, что это взгляд экстремиста, оторванного от жизни идеалиста, мечтателя, что на самом деле люди и народы пожирают друг друга, и если не показать свои зубы, то в этой жизни ты пропадешь. И это, по всей видимости, правда. Но, с другой стороны, если рассказывать школьникам только о жестокости жизни и неумолимой конкуренции за «свое место под солнцем», то это тоже крайность.
Необходимо найти баланс между «жестокостью жизни» и идеальными представлениями. Кстати, частный случай второго — пропаганда сегодняшней власти, которая звучит примерно так: «Хватит жить прошлым, нужно смотреть вперед, турки не наши вечные враги, и вскоре между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией будут открытые границы, как в Европе. Не важно, гражданин какой страны ты, какой национальности, живи там, где хочешь, работай там, где хочешь».
Во-первых, я сомневаюсь, что в Европе все так легко, и тем более сомневаюсь, что в ближайшие десятилетия там не возникнут новые проблемы. Но что еще важнее, так это то, что мы живем в совершенно другом регионе с совершенно другими соседями. Помните, как в качестве решения карабахской проблемы предлагался «Аландский вариант»? Аландские острова — это полностью демилитаризованная зона в составе Финляндии, где шведы имеют очень широкую автономию. В Финляндии это возможно, а в нашем регионе — нет.
Читайте также
«Волк будет жить вместе с ягненком, лев будет пастись с козленком, теленок, молодец и лев будут вместе, и маленький мальчик будет пасти их» (Исайя, 11:6). Если мы примем эту эсхатологическую (апокалиптическую) версию не как метафору, а, вопреки логике Евангелия, поставим в реальное время, то это станет недостижимой мечтой. Поэтому истории о наполеонах, сталинах и гитлерах, сколько бы антипатии они ни вызывали во мне, необходимы школьникам.
Но школьникам, а также другим людям нужны и другие истории — о благородном, прощающем, щедром, самоотверженном поведении, которое применимо в повседневной жизни — начиная с класса и заканчивая масштабами армянского общества. Во внутренней среде, я считаю, совершенно не обязательно быть Наполеоном, чтобы «победить» и утвердиться. Не так важно, чтобы ты «правильно вышел» и чтобы «твое слово было последним». В этом смысле единственное, что мы должны «победить», — это наши собственные грехи и эгоистичные страсти. И с этой точки зрения наблюдение Томаса Мертона совершенно справедливо.
Арам АБРАМЯН,
Газета «Аревот»,
24.09.2024