Арут Сасунян
Хотел бы прокомментировать шокирующие заявления премьер-министра Никола Пашиняна на Всемирном армянском саммите, состоявшемся в Ереване 18 сентября 2024 года. Пашинян в течение полутора часов отвечал на вопросы ведущего перед сотнями армян, собравшимися из разных стран мира.
Прежде чем мы перейдем к сути ответов Пашиняна, отмечу, что его главная проблема заключается в том, что он часто говорит все, что приходит ему в голову в данный момент, не задумываясь об этом.
Читайте также
18 сентября 2024 года, в присутствии большого числа армян Диаспоры, Пашинян допустил три большие ошибки:
- Он сказал много неправильных вещей.
- Он сказал их не тем людям (армянам Диаспоры).
- Он выбрал самое неподходящее время, за несколько дней до годовщины Независимости Армении, чтобы принизить патриотизм всего армянства.
Вот несколько выдержек из шокирующих комментариев Пашиняна о патриотизме. «Я скажу вам, как я говорю своей семье — самой большой проблемой, которая у нас была, был наш патриотизм. При этом в сказанном нет ни иронии, ни сарказма. Самая большая проблема у нас была с нашим патриотизмом, самая большая проблема у меня была с моим патриотизмом, с ощущением, что эта модель патриотизма не имеет ничего общего с нашей Родиной. Это просто имперская модель патриотизма, внедрённая в нашу социальную психологию через книги, фильмы, тексты, речи, героев, персонажей, имена и картинки».
Пашинян нелогично заявил собравшимся, что «главная проблема этой модели патриотизма в том, что Республики Армения как независимого и суверенного государства не существует… Эта модель патриотизма заключается в том, чтобы у нас не было Родины, а можно было только теоретически иметь и любить теоретическую Армению. Она должна висеть на стене, должна быть в тостах, должна быть на тортах, но не должна лежать на земле. Вот что произошло с нами за последние несколько столетий».
После этого Пашинян обвинил армян и «других». «Я так часто говорю о форпосте. Я понимаю, что многие думают, что я имею в виду, что другие сделали нас форпостом. Нет, мы сами сделали себя форпостом. Мы сделали Республику Армения форпостом с пониманием, что это не та страна, которая должна обеспечивать благополучие своих граждан, а это база, посредством которой мы должны достигать других целей… Другие увидели, что здесь много плодородной земли, и посеяли эти семена, чтобы получить нужные им плоды… Ради нашего же блага мы должны признать деструктивную сторону нашего патриотизма. Если бы я не был патриотом, это было бы в интересах Республики Армения. Это самый большой ущерб, который я нанес моей любви к своей стране и своему народу… Однако, главная проблема в том, что не вы являетесь автором содержания этой любви, и не я. Это имперская любовь, любовь, сформулированная империей, вложенная в нас», — сказал Пашинян.
Затем Пашинян объяснил стремление армянского народа не забывать о Геноциде армян манипуляциями Советского Союза, направленными на то, чтобы «позволить» Советской Армении отмечать Геноцид армян, для того, чтобы вызвать недовольство Турции и НАТО. Пашинян ложно утверждал, что Советский Союз позволил построить Мемориал памяти жертв Геноцида в Ереване, когда Советский Союз и Соединенные Штаты были на грани ядерной войны. Таким образом, он принизил значение Геноцида армян, позорно назвав его инструментом советской пропаганды.
Большая часть того, что сказал Пашинян, было ложью, неуважительной и антиармянской. Пашинян сделал эти заявления перед сотнями патриотически настроенных армян, приехавших со всего мира в Ереван, чтобы выразить свою поддержку Родине, только для того, чтобы услышать, что патриотизм «деструктивен» и является идеей, вдохновленной иностранцами. Его слова также прозвучали в неподходящее время, всего за несколько дней до 33-й годовщины независимости Армении. Это целенаправленная политика режима Пашиняна, направленная на то, чтобы посеять раскол между Арменией и Диаспорой и разделить население Армении на сторонников бывшего и нынешнего лидеров.
В том же выступлении, перед сотнями армян, собравшихся из разных уголков мира, Пашинян сделал еще одно неверное и крайне неуместное замечание, раскритиковав и отвергнув гуманитарную помощь, отправленную Диаспорой.
Он сказал: «Я очень хочу, чтобы Армения перестала быть объектом симпатий, вышла из этого статуса. Я, конечно, не знаю, не всегда мои поручения выполняются в точности. Я, например, запрещал, не знаю, насколько это делается, чтобы в Армению они [Диаспора], скажем так, прислали б/у одежду, подержанные машины, полуизношенную «пакришку». Отправили изношеную обувь для госучреждений и детских домов. Извините, но правительство Армении способно обеспечить некоторый минимум для учреждений, находящихся под его ответственностью. То есть от отправки в Армению использованных вещей, а потом прислали столько лекарств, срок годности которых истекает через неделю. Я не смирился, у меня конфликт с таким восприятием Республики Армения. Республика Армения – суверенное государство, имеющее сложности [трудности], очевидные сложности. Но, простите, какое государство не имеет осложнений?».
Уничижительные высказывания Пашиняна по поводу помощи, направляемой Армении диаспорой, глубоко оскорбительны. Ему не следует говорить о вещах, о которых он ничего не знает. Я являюсь президентом фонда «Армения-Арцах», который за последние 35 лет направил в Армению более одного миллиарда долларов помощи, в основном медикаментов. Мы строго соблюдаем все законы и процедуры Армении. Никто не может отправлять в Армению лекарства, срок годности которых истекает через неделю. Доноры должны заранее получить лицензию на импорт в Министерстве здравоохранения, которое требует, чтобы все лекарства имели срок годности не менее одного года. В противном случае они изымаются и уничтожаются сотрудниками таможни.
Вместо того, чтобы критиковать помощь диаспоры, правительство Армении должно опубликовать список приоритетных товаров, необходимых населению, и поощрять потенциальных доноров отправлять эти товары. Пашинян ведет себя так, как будто он премьер-министр богатой страны, население которой ни в чем не нуждается. К сожалению, это не так. Вместо того, чтобы недооценивать помощь, направляемую диаспорой, правительство Армении должно выразить свою благодарность всем донорам и призвать их делать больше.
Ложные заявления премьер-министра о патриотизме и гуманитарной помощи шокировали многих присутствующих. Пашинян, похоже, не осознает, что его слова имеют последствия для Армении и армян. Он больше не безответственный уличный протестующий, который может говорить все, что приходит в голову.
Перевод с английского на армянский — Рузанна Авагян
Перевод с армянского на русский – ИЦ «Еркрамас»