Нерсес Шнорали, Католикос Всех армян Нерсес IV Клайеци (1102-1173), известен как церковный деятель, теолог, историк, музыкант и поэт.
Действительно, этот человек был наделён множеством даров от Бога, и, как это часто бывает в таких случаях, очень трудно определить, где заканчивается одна сфера и начинается другая. Его исторические размышления также философские, а в богословских трудах присутствует уникальная поэзия и так далее.
С точки зрения актуальности, я думаю, что его общение и переписка с византийским императором Мануилом I Комнином (1118-1180) также чрезвычайно интересны.
Император и католикос обменивались письмами в основном в 1170-1171 годах. Целью Византии было объединение своих и армянских церквей, что, естественно, имело также и политическое значение. И интересно, как Нерсес Шнорали отказывается от этих предложений — вежливо, с достоинством и, что самое важное, как глубоко образованный теолог.
Читайте также
Основной спор, как известно, касался природы Бога. «Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную», то есть три Ипостаси и объединённые в одном естестве, — объясняет Нерсес Шнорали императору. От этих наших основ Армянской Апостольской веры Католикос не собирался отступать ни на шаг.
Известно, что византийцы выдвинули 9 требований к нашей церкви. Например, принять IV, V, VI и VII вселенские соборы или утверждать католикоса только с разрешения византийского императора. Эти требования, очевидно, были чисто политическими. Но были и положения по содержанию. Например, три священные службы должны были произноситься без фразы «за нас Ты был распят» и без «и». Напомню, что во время литургии мы поём: «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, Распятый за Нас». Вот это греки и требовали убрать.
Ответ Нерсеса Шнорали: «Тот, кто принял человеческую природу, страдал и умер, То же, Кто по Своей божественной природе был нестрадаем и бессмертен. По этой же причине начинаются «Кровь Божия», страдание и смерть, «Бог распят» и другое подобное, что мы приписываем не отдельной природе Бога, а несказанному единству».
И в заключение: «Традиция нашей церкви, которую мы храним, подтверждена свидетельством Священного Писания, а остальное либо простительно для нас как не противоречащее никакому божественному закону, либо будет постепенно исправляться с любовью, ито со временем». Нерсес католикос был также и дипломатом.
Арам АБРАМЯН