Фрагменты из книги Алексея Лосева «Диалектика мифа»
Романтизм и идеализм конца 18 — начала 19 века есть кульминация европейской мифологии в этом смысле (культа субъекта — А.А.). Тут Субъект был обожествлён решительно со всех своих основных сторон… Образы сатаны и демона — любимые образы того времени. Что романтический демон не очень страшен, а скорее только красив и в сущности безвреден, является лучшим доказательством субъективистского мещанства, лежащего в основе романтизма… Печорин (герой произведений Лермонтова — А.А.) интересен и ужасен только для провинциальных барышень.
Вот почему романтизм идёт рука об руку с механистическим материализмом. Если все содержание мифа вобрано субъект, то на объект ничего не остаётся, кроме гипостазированных пустых и мёртвых схем. Вот почему романтизм идет рука об руку с капитализмом, который и есть не что иное, как романтическая экономика, ибо антитеза активного предпринимателя и пассивного рабочего и есть перенесение романтизма в экономическую область. Вот почему романтизм идет рука об руку с машинизацией производства и с механизацией жизни вообще, ибо объективная социальная жизнь, лишенная содержания (все содержание перенесено в субъект), может быть только царством мёртвых и пустых схем, приводимых в движение всесильным субъектом.
Машина неблагодарна и груба. В ней видится озлобленное лицо бездарного мещанина, захотевшего при помощи кулаков и палки стать гениальным. Машина — остервеневшая серость духа, жестокая и лживая, как сатана.
Алексей Лосев (1893-1988) — русский философ, литературовед, переводчик, «светский монах». В своём труде «Диалектика мифа» (1930) он вступает в резкое противостояние с официальной марксистской идеологией, за что был осуждён и отправлен в ссылку, где почти полностью потерял зрение. Приведённый фрагмент взят из книги «Дополнение», которая была опубликована только в 1990-х годах.
Подготовил Арам АБРАМЯН