Люди с характером Хлестакова запутываются и тонут в своей лжи.
Был конец 1992 или, возможно, начало 1993 года. Шла война — человеческие и территориальные потери были велики, социальное и экономическое положение — ужасным. Но наша армия продолжала сражаться, и это было самым важным для многих из нас. В кабинете главного советника президента Армении по вопросам безопасности Ашота Манучаряна собрались — кроме Манучаряна — министр обороны, национальной безопасности и внутренних дел Армении Вазген Саркисян, редактор газеты «Айастани анрапетутюн» («Республика Армения») Айдин Морикян, редактор газеты «Екир» Агван Варданян. Вероятно, были и другие коллеги, но я не могу точно сказать. Я тоже был там, как пресс-секретарь президента.
Вазген Саркисян с большим вниманием и без всякого преувеличения излагал ситуацию на фронте, а также рассказывал, как поступают с солдатами, которые отступают без приказа, и с теми, кто пытается уклоняться от своей службы. «Как глубоко беспартийный человек, я нуждаюсь в вашей поддержке», — сказал министр.
Независимо от того, как я относился (отношусь) к людям, собравшимся в той комнате, к их деятельности, насколько близки мне их взгляды, я могу отметить два факта. 1/ Они были самодостаточными. 2/ Никто из присутствующих не сомневался, что этот разговор не выйдет из кабинета Манучаряна.
Читайте также
Появляется естественная параллель с сегодняшним днем.
Возможно, меня обвинят в ностальгии, но мне кажется, что большинство сегодняшних «персонажей» не самодостаточны: чтобы утверждать себя, им необходимы «опоры», в виде статуса, общественного мнения, похвалы со стороны «шефа» их собственной группы. «Опор» на самом деле гораздо больше. И поскольку это так, искреннего разговора не получается.
Многое, конечно, зависит от первого лица.
В чем причина отсутствия искренности сегодня? Многие считают, что Пашинян каждую минуту хочет всех обмануть. Я не думаю, что это так. Для меня он скорее персонаж Хлестакова (не знаю, сколько из моих сегодняшних читателей знакомы с известной пьесой Николая Гоголя). То есть человек настолько поглощен и запутан в своей лжи, ошибочно полученным статусом, настолько часто повторяет противоречащую друг другу ложь, что она начинает ему казаться истиной.
Первый пример, пришедший мне в голову. Я уверен, что Пашинян считает, что четыре известных резолюции Совета безопасности ООН он всегда интерпретировал так, как их интерпретируют азербайджанцы. Между тем летом 2020 года, в интервью для программы BBC «HARDtalk», он дал совершенно противоположный комментарий. Как нибудь я интерпретирую и переведу его слова, скажу только, что этот момент начинается с его замечания, что армяне живут на карабахской земле уже 5000 лет.
Но особенность персонажа Хлестакова именно в том, что такие люди «не помнят» того, что им не выгодно. Плюс, конечно, тот факт, что для людей такого склада гораздо важнее, что о них подумают или скажут, чем то, что они сделали или что собираются делать.
Если сравнить с «первым лицом» 1992-93 годов, то я в своей жизни мало встречал людей, которые были бы так безразличны к общественному мнению, как Тер-Петросян. Возможно, для политика это не слишком хорошо…
… Части участников той встречи, к сожалению, уже нет с нами. А инициатор встречи Ашот Манучарян покинул общественную арену. Я полностью его понимаю. Иногда мне тоже кажется, что говорить и писать бессмысленно. Но периоды разочарования у меня относительно короткие.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
05.11.2024