«Сокрушать, сокрушать, сокрушать — вот всё, что было в сердцах и мыслях людей», — признавался Оливер Кромвель в 1654 году, выступая в английском парламенте. Это цитата русско-американского социолога Питирима Сорокина (книга была написана в 1924 году), который обращается к английской и всем остальным революциям. Он отмечает, что именно революционеры особенно разрушают. Они нацелены на разрушение тех институтов, тех «тормозов», которые обуздывают безусловные рефлексы — церковь, семью, школу и так далее. Именно они подвергаются насмешкам и унижениям на первом этапе революций, как предрассудки и суеверия.
Затем, на втором этапе, по словам ученого, наступает период «торможения». Примером той же английской революции, Сорокин напоминает, что, получив абсолютную власть, Кромвель арестовывает критиков, в том числе памфлетистов и даже членов парламента. В период «торможения» в Англии налагались штрафы на тех, кто приобретал «анти-кромвельские» брошюры. (Равносильно лайкам под «антиниколовскими» записям, когда ГД-евцы сохраняют все скриншоты, чтобы при необходимости «по правовым каналам» отомстить.)
Такими, да, являются все революции. Они борются с пагубными обычаями, разрушая традиционные институты, а затем устанавливают не менее порочные или даже более худшие порядки. В случае с Арменией и рядом других стран, революции ведут страну к позорному поражению.
Это, на мой взгляд, не означает, что революции не должны происходить — то, что обречено на смерть, должно умереть. Это означает, что после революций должны быть созданы институты, которые, если и не исключат возможность порочных обычаев, то существенно их сократят. Американцам для этого понадобилось примерно 200 лет.
Читайте также
Представьте себе фантастическую ситуацию, что США проиграли войну, и Конгресс создает комиссию, которая должна исследовать причины этого поражения. Будет ли целью этой комиссии доказать, что в поражении виноваты военные, дезертиры, «пятая колонна», Россия — все, кроме президента США? Нет, потому что конгрессмены и сенаторы (даже те, кто из той же партии, что и президент США) подотчетны не президенту, а только своим избирателям. Они не являются сотрудниками, подчинёнными, а тем более рюкзаками или марионетками президента.
…У нас нет 200 лет.
Арам АБРАМЯН