EU Neighbours. Несмотря на некоторые улучшения, гендерные стереотипы по-прежнему определяют повседневную жизнь в странах Восточного партнерства – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Базовое исследование гендерных норм и стереотипов, проведенное в регионе в 2022 году программой EU4GenderEquality, показало, что глубоко укоренившиеся стереотипы препятствуют достижению равноправия в обществе. Мы попросили экспертов из Азербайджана, Армении, Грузии и Украины рассказать о наиболее распространенных гендерных стереотипах, чтобы понять, как можно улучшить эту ситуацию.
Стереотип №1.«Женщины должны заниматься семьей, а не карьерой»
Исследование показывает, что стереотип «хорошей матери» по-прежнему вынуждает женщин отдавать предпочтение домашним обязанностям, а не карьерному росту, особенно в первые годы жизни детей.
«Эти ожидания общества ограничивают участие женщин в рынке труда. При этом на их плечи ложится большая часть неоплачиваемого домашнего труда и ухода, – говорит Гильем Фортуни, автор Оценки гендерных норм и стереотипов в странах Восточного партнерства ЕС. Исследование было проведено в 2024 году в рамках инициативы “EU4GenderEquality. – Дискриминационная практика на рабочем месте усиливается традиционалистской культурой компаний, представлениями о том, каким должен быть руководитель, и общим непринятием женщин на руководящих должностях».
Читайте также
Ситуация усугубляется тем, что во всем регионе не предусмотрены отпуска для отцов, гибкие родительские отпуска и соглашения о совместном использовании отпусков. Стереотип мужчины как основного кормильца также способствует формированию представления о том, что место женщины – дома.
Как сделать так, чтобы неоплачиваемый домашний труд и уход за близкими распределялись одинаково между мужчинами и женщинами? Это требует комплексного подхода, считает Сабина Манафова из ЮНФПА в Азербайджане. По ее словам, сбор данных, очень важная часть процесса. Они могут показать, как много неоплачиваемой работы выполняют женщины, помочь политикам и обществу осознать масштаб проблемы – в каком финансово невыгодном положении находятся женщины.
«Эти данные крайне важны для разработки и реализации политики, которая может побудить мужчин принимать более активное участие в уходе за детьми и домашних делах. Это поспособствует формированию культуры, в которой уход за детьми – это общая обязанность, а не исключительно женский долг. Параллельно с этим внедрение политик в сфере труда, учитывающих интересы семьи (например, гибкий график работы), может помочь мужчинам и женщинам лучше сочетать свои профессиональные обязанности с семейными. Чем активнее в этот процесс будет вовлечено общество, тем быстрее произойдут культурные изменения. Наряду с этими усилиями важно запускать образовательные программы, ориентированные как на государственный, так и на частный сектор», – говорит Манафова.
Результаты исследования, проведенного Гильемом Фортуни, свидетельствуют: инициативы программы «EU4GenderEquality», начинают приносить пользу. Мужчины, участвовавшие в инициативе, чаще поддерживают разделение домашних обязанностей: 57% по сравнению с 39% тех, кто не участвовал в программе. Аналогичным образом, молодые люди, участвовавшие в программе, больше поддерживают равное принятие решений по повседневным расходам: 84% против 64% (те, кто не участвовал).
Стереотип #2. «Женщинам и девочкам не место в STEM»
Помимо ожиданий, связанных с ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми, гендерные стереотипы также распространены в сфере образования и профессиональной деятельности. Женщины, работающие в областях, где доминируют мужчины, таких как естественные науки, технологии, инженерия и математика (STEM) в Украине, говорят, что стереотипы и общественные ожидания часто ограничивают их доступ к этим профессиям. Согласно результатам исследования Фортуни, отсутствие наглядных примеров для подражания и стереотипы отталкивают девочек от карьеры в области STEM.
«Многих молодых женщин в Украине и других странах региона не пускают в STEM просто потому, что общество не представляет их в этой роли», – говорит Анна Орехова, соучредитель и партнер НПО InScience. По ее словам, это давление может быть настолько сильным, чтобы талантливые женщины бросают эту сферу буквально на заре своей карьеры.
Создание среды, поддерживающей женщин в STEM, требует структурных изменений. Анна Орехова считает, что необходимо создать экосистему, в которую будут вовлечены учебные заведения, бизнес, гражданское общество, что способствует гендерному равенству в STEM в различных секторах.
«Также необходимы коммуникационные кампании с участием успешных женщин-ученых, чтобы разрушить общественные нормы, которые предписывают мужчинам сосредоточиться на карьере, а женщинам – на ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми», – добавляет она.
Стереотип №3. «Насилие можно оправдать»
Гендерное насилие остается одним из самых распространенных нарушений прав человека. Его корни – в гендерном неравенстве, дискриминации и токсичных культурных и социальных нормах. По словам Ирины Джафаридзе из «ООН-Женщины» в Грузии, в некоторых обществах насилие оправдывается, когда считается, что женщина нарушила некую социальную норму.
Местные правозащитники и организации гражданского общества, участвовавшие в исследовании Фортуни, отметили, что терпимость к насилию в обществе остается высокой. Они подчеркивают, что нужны информационные кампании, институциональная поддержка и образовательные инициативы, начиная с раннего возраста и с участием учеников, родителей и школ.
«Исследование, проведенное в Грузии в 2022 году, показало, что около четверти населения до сих пор считает, что в некоторых случаях муж имеет право избить свою жену», – говорит Ирина Джафаридзе.
Еще одна важная проблема заключается в том, что жертвы насилия часто не могут рассказать о своем опыте.
«До 40% женщин в Грузии, подвергшихся насилию, никогда не сообщали об этом, иногда даже семье или друзьям. Они боятся, что им не поверят, или, что еще хуже, – их осудит общество, – объясняет Джафаридзе. – Эта стигматизация в сочетании с давлением со стороны общества часто заставляет женщин отзывать свои жалобы, даже если они все-таки обращаются».
Ирина Джафаридзе считает, что необходим целостный и многоуровневый подход к проблеме, чтобы справиться с этими глубоко укоренившимися убеждениями. Политика и законодательство должны быть гендерно чувствительными, а институты, ответственные за исполнение этих законов, такие как система правосудия, медицинские и социальные службы, должны быть лучше подготовлены для поддержки пострадавших.
По данным исследования, целевые мероприятия о гендерном равенстве и социальных нормах, которые были организованы для медицинских работников показали свою эфективность.
Стереотип №4. «Сексуальное образование не нужно»
Сексуальное образование играет важнейшую роль в формировании здорового восприятия гендера, половых отношений и согласия на них. Однако во многих обществах ему по-прежнему не уделяется должного внимания, считает Ирина Рубис, руководитель украинской НПО «Послезавтра» (Pislyazavtra). По ее словам, недостаток образования по вопросам, связанным с гендером и сексуальностью, в значительной степени способствует формированию стереотипов.
«Когда мы спрашиваем подростков и взрослых об источниках гендерных предубеждений, они постоянно называют среди основных причин отсутствие образования по этим вопросам. Всестороннее сексуальное просвещение разрушает вредные мифы и стереотипы, связанные с сексуальностью, телом и гендерными ролями. Предоставляя подросткам достоверную информацию и поощряя открытый диалог в рамках комплексного сексуального образования, мы не только поддерживаем гендерное равенство и снижаем уровень гендерного насилия и дискриминации, но и повышаем общую толерантность и способствуем формированию справедливого общества», – говорит Рубис.
Различные исследования, например, исследование Европейского парламента о важности всестороннего полового воспитания, подтверждают, что оно способствует гендерному равенству и предотвращению насилия на гендерной почве.
«Это дает людям возможность не только бросить вызов укоренившимся стереотипам, но и стать союзниками в борьбе с этими стереотипами, усилить голос меньшинств», – добавляет Рубис.
Стереотип №5. «Женщины с ограниченными возможностями не должны работать»
Женщины с инвалидностью продолжают сталкиваться со значительными проблемами при устройстве на работу. Исследование Фортуни показало, что большинство женщин с инвалидностью в странах Восточного партнерства очень хотят иметь работу. Однако обсуждения в фокус-группах подтвердили, что они сталкиваются с дискриминацией со стороны рекрутеров, их не берут на хорошо оплачиваемую работу. Кроме того, отсутствие качественного образования наравне со всеми, а также физические, информационные и коммуникационные барьеры в школах и университетах еще больше ограничивают их возможности. В результате многие женщины не имеют квалификации, необходимой для трудоустройства.
«Женщины с ограниченными возможностями сталкиваются со стереотипами дважды – и как женщины, и как люди с ограниченными возможностями. Общество смотрит на них как потенциальных сиделок и в то же время считает их нуждающимися в уходе. И это создает почти непреодолимый барьер», – говорит Гаяне Григорян, руководитель проекта Центра защиты прав женщин с инвалидностью «Агат».
Она объясняет, что в Армении учебные заведения не могут обеспечить полноценный учебный процесс для учеников и студентов с различными видами инвалидности, а общественные ожидания еще больше отталкивают их от получения высшего образования. «Реальные изменения происходят только тогда, когда мы бросаем вызов стереотипам и создаем среду, которая поддерживает потенциал каждого», – добавляет она.
Хотеть перемен – значит действовать
Путь к гендерному равенству в странах Восточного партнерства сложен, но прогресс возможен благодаря постоянному образованию, адвокации и борьбе с глубоко укоренившимися стереотипами. Помогая людям взглянуть свежим взглядом на устаревшие нормы и содействуя равным возможностям для всех на работе, в образовании или дома, мы можем создать общество, в котором каждый сможет себя реализовать.
Автор: Ольга Консевич