В литературе описано множество случаев, когда больной, который находится при смерти неожиданно становится активным, резко двигается, а затем через несколько минут или часов успокаивается. Я не знаю, какие биологические механизмы действуют в таком случае, но в общественной жизни мы также часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, автократические режимы или диктатуры делают свои «последние пакости» перед уходом. Режим Пашиняна, как и другие постсоветские автократии, не вечен и, рано или поздно, обязательно взорвется. Но прежде чем это произойдет, я предполагаю, что мы увидим более жесткие, необычные репрессии или он совершит новые глупости во внешней политике.
Если представить российско-украинскую войну как условный «организм», можно сказать, что она приближается к своей вершине износа, после чего неизбежно наступит падение. Есть основания предполагать, что в 2025 году будет достигнут мир в той или иной «временной линии соприкосновения». Но до того, как эта «промежуточная точка» (не конечная) будет достигнута, могут произойти чрезвычайно драматичные, если не катастрофические события. Это предположение поддерживается тем, что в данный момент все стороны демонстрируют крайне безответственное поведение.
Чтобы быть ответственными, то есть привести желания в соответствие с возможностями, не «поджигать огонь» для своих народов и всего мира, стороны должны осознавать сложившуюся реальность. Украина должна понять, что в этот исторический момент она не может восстановить границы 1991 года. Россия должна понять, что Запад не боится её ядерного шантажа. США должны понять, что разрешение бомбить российскую территорию дальнобойными ракетами не изменит ход войны. Европейский Союз, продолжая поддерживать Украину, должен проявить осторожность и дальновидность. Точно такое же поведение ожидается от глобального Юга. В частности, ядерные державы, которые сохранили остатки разума, такие как Индия и Китай, могут повлиять на те страны, которые вот-вот утратят эти остатки — Россию и США.
В противном случае «последние потрясения» войны приведут к такому количеству «пепла», что потребуется десятилетие, чтобы восстановить предвоенную ситуацию.
Читайте также
Арам АБРАМЯН