В годы моей юности самых активных членов партии (для сегодняшней молодежи поясню — коммунистов, других партий не было) называли «материалистами». И речь вовсе не шла о том, как они подходили к «основному вопросу философии», что, кстати, тоже было фальшивым, потому что вопрос, что первично — материя или идея, по моему мнению, изначально неправильно поставлен. Название описываемых мною «материалистов», которое я описываю, происходило от слова «материал» — вещь, и этот материал, если называть вещи своими именами, был просто доносом: писали в «ЦК», «КГБ», «Народный контроль» и многие другие инстанции — всюду, где их готовы были выслушать.
Содержание «материала» могло быть разным — начиная с того, что муж Вардуш спит с женой Погоса, заканчивая «ужасным» фактом, что Киракос засыпает на партийных собраниях. Значительная часть материалов касалась того, что этот писатель, ученый, преподаватель или учитель «отклонился от главной линии партии» — сказал или написал что-то, что свидетельствовало о его «неправильном» идеологическом подходе. Например, у него были некие проявления национализма. И поскольку в Армении на такие вещи смотрели сквозь пальцы (отдадим должное руководителям Советской Армении 1970-х годов), писали не в наши компетентные органы, а прямо в Москву, где к вопросам «идеологической чистоты» относились более строго.
Зачем писали «материалы»? В то время не было грантов, но авторов таких материалов могли продвигать по партийной линии или, при неодходимости, дать квартиру. Конечно, были и пожилые люди, «сдвинутые» по вопросам идеологической чистоты, воспитанные еще в сталинское время, и писали они чисто из убеждений.
Не исключаю, что среди нынешних авторов «материалов» (отчетов, направленных западным организациям) тоже есть «идеологические люди», которые внимательно следят, чтобы никто не отклонился от стандартов, которые эти организации установили. Так сказать, они проводят постоянный мониторинг, чтобы, например, никто не написал, что существует два пола — мужской и женский, не понимая или не принимая, что на самом деле их 154.
Читайте также
Или, например, чтобы «Аравот» не распространил «гендерную дезинформацию», как обвиняет нас в своем отчете одна из общественных организаций, работающих в Армении. Но для того, чтобы мы могли исправиться, «идеологически разоружиться», как говорили во времена Сталина, и подавить в себе отсталого сексиста, те, кто пишет «материалы», если считают нас не безнадежными, должны указать все наши ошибки и заблуждения, приводя примеры «гендерной дезинформации». Лично я считаю, что я не безнадежно темный, и если добрые люди прольют на меня свет прогрессивных идей, я стану ортодоксальным и чистым «гендеристом».
Арам АБРАМЯН