Хотя в Википедии написано, что Левон Тер-Петросян является доктором филологических наук, я воспринимаю его прежде всего как историка. Более того, считаю — то, что он историк, во многом определяет его государственную и политическую деятельность.
А изучение истории, особенно новой и новейшей, становится сегодня крайне актуальным, особенно когда первое лицо государства, делая вид, что образование «модно», на самом деле ведет крайне невежественную пропаганду в области историографии. Если оставить в стороне все «риторические приемы», то гвоздь этой пропаганды в том, что если бы армяне сидели тихо и не слушали русских, то геноцида бы не было. Это классический случай приспособления истории к политической конъюнктуре.
В связи с этим я рекомендую перечитать речь Тер-Петросяна на конференции, посвященной 80-летию Геноцида. В этом тексте, например, есть такой акцент: «Армянский народ, несмотря на все свои усилия, не был в состоянии предотвратить чудовищный план Османской империи, особенно учитывая, что у армян, к сожалению, даже не было осознания существования этого плана (плана Турции по геноциду)».
А вот следующий момент: «Преобладает мнение, что армянский народ мог избежать катастрофы, отказавшись от идеи содействия европейским странам вмешаться во внутренние дела Турции и пытаясь решить вопрос об армянских штатах через прямое сотрудничество с турецкими властями. Я считаю, что это нереалистичный подход».
Читайте также
Тер-Петросян критикует два течения политической мысли того времени (клерикально-буржуазное и революционное), осуждая их за отсутствие подготовки к самообороне в 1908–1914 годах. С этой точки зрения он считает ошибочным решение 8-го съезда Армянской революционной федерации (1914 г.), который «взял на себя обязательство участвовать в общенациональной мобилизации, объявленной Османской империей». Не участвуя в мобилизации, по его мнению, «была бы возможно организовать более серьезную самооборону и избежать полного уничтожения».
Наконец, еще одно, на мой взгляд, очень актуальное высказывание из того же текста: «В 1920 году, продолжая поддерживать Антанту, руководители Первой Республики Армения не смогли правильно оценить новую ситуацию, возникшую с усилением Советской России и кемалистской Турции, в результате чего они потеряли и независимость Армении, и часть её территории».
Такова точка зрения историка о трагедии, которая произошла более 100 лет назад. В 2020 году произошла новая катастрофа, последствия которой можно сравнить с геноцидом. Каковы будут оценки историков через 80 лет, сегодня, конечно, сказать невозможно. Одно очевидно: при отсутствии государства можно говорить только об «армянском народе», «политической мысли» или «политических течениях». Когда оценивается поражение государства, речь должна идти об ответственности и вине самого государства и его лидера. Перед судом истории не будет места для «шустрости».
Арам АБРАМЯН