«Платон и Аристотель за политические писания брались так, как берутся наводить порядок в сумасшедшем доме, и напускали на себя важность только потому, что знали: сумасшедшие, к которым они обращаются, мнят себя царями и императорами. Они становились на точку зрения безумцев, чтобы по возможности безболезненно умерить их безумие».
Так писал в 17 веке выдающийся ученый, изобретатель и христианский философ Блез Паскаль. Те правила, которые регулируют общественную жизнь, исходят из предположения, что люди наполнены ужасной ненавистью и враждебностью друг к другу, и для того, чтобы усмирить наши бурные страсти («безумие»), необходимы некие «смирительные рубашки», чтобы мы не поглотили друг друга окончательно. Паскаль писал об этом с негативным акцентом, в то время как его современник, англичанин Томас Гоббс, — с прагматично-практическим. «Презумпция сумасшествия», как говорил один из наших известных юристов.
В основе, конечно, лежит то, что мы, если не в буквальном смысле, то в определённых рамках или областях представляем себя «мини-царём» или «мини-императором», страдаем от стремления быть «доминирующими», «берущими верх». Особенно в эпоху социальных сетей это «представление» очень легко превращается в «воплощение». Никто не испытывает трудностей, представляя себя с мускулами Арнольда Шварценеггера на фотографии в своём профиле. Это метафору можно распространить на отдельных людей, группы людей, а также на государства и их союзы. Это «безумие» становится основой для войн, латентных или открытых гражданских конфликтов внутри стран, а также «гибридных» войн между странами. При этом, как мы видим, правила, разработанные Аристотелем и Платоном, а также Кантом, Локком, Руссо и Гоббсом, не работают.
А может быть, нужно пересмотреть предположение о всеобъемлющем безумии, ненависти и враждебности? Заменить его на предположение о любви и солидарности? И разработать соответствующие правила.
Читайте также
Арам АБРАМЯН