«Грапарак». Интервью с Артаком Зейналяном, представителем интересов армянских пленных в ЕСПЧ
— На днях в Баку начался суд над армянскими пленными. Перед заседанием Рубен Варданян выступил с обращением из тюрьмы и рассказал об оказываемом на него бесчеловечном давлении.
— Послание военнопленного, находящегося под юрисдикцией Азербайджана — большое мужество и чрезвычайно важное событие. Да здравствуют военнопленные и Рубен Варданян, сумевший донести такое послание до мира. Мы намерены использовать это в международных инстанциях для подтверждения всех представленных до этого аргументов. В Азербайджане проводится политика расовой дискриминации по отношению к армянам. Азербайджан также не обеспечил их право на справедливое судебное разбирательство.
— Есть ли у вас информация об условиях содержания захваченных лиц? На фотографиях они выглядят истощенными и постаревшими.
Читайте также
— Я давно занимаюсь защитой прав пленных и задержанных, оказавшихся под юрисдикцией Азербайджана. Быть армянином в таких условиях — это прямая угроза жизни по национальному признаку. Да, заключённые теряют десятки килограммов за короткое время не только из-за некачественного питания, но и вследствие тяжелой моральной атмосферы и пыток. Мы представили доказательства по множеству случаев. Да, армянские военнопленные в Азербайджане подвергаются угрозе пыток и содержатся в условиях, унижающих человеческое достоинство. Все без исключения.
— Азербайджанская сторона тиражирует показания Араика Арутюняна о бомбардировке Гянджи.
— Эти показания не имеют юридической силы и неприемлемы, так как взяты без соблюдения права на справедливое судебное разбирательство . Они не могут считаться надежными и правдивыми, поскольку даны без соблюдения права на свободу волеизъявления. Кроме того, у него нет адвоката.
— Никол Пашинян заявил, что готов отозвать иски, поданные против Баку в международных судах, если Алиев подпишет мирный договор. Что вы думаете по этому поводу?
— В ЕСПЧ рассматриваются четыре межгосударственные жалобы. Любое государство, участвуя в судебном разбирательстве, может свободно использовать свои процессуальные права, включая возможность переговоров с другой стороной о мирном соглашении. Это является нормальной и законной практикой. Однако возникает вопрос: какие альтернативы предлагаются? Эти дела касаются защиты конкретных прав вполне определённых людей. Могут ли государства, взявшие на себя обязательства по защите этих прав, своим отказом оставить этих людей беззащитными? Что касается индивидуальных жалоб, поданных нами в международные инстанции, наши доверители не намерены отказываться от них, и никто не может на это повлиять. Отозвать такие иски возможно только по желанию самих доверителей. Однако одного отказа может быть недостаточно для исключения дела из списка ЕСПЧ. В отдельных случаях суд может принять решение о продолжении рассмотрения дела, даже если заявитель отказался от своих требований. Подобная практика уже существует.
Лиа Саргсян