Быть меньшинством — это нормально, а вот заявлять, что ты являешься единственным носителем истины — ненормально.
«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах — и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца». Эти слова русского философа Григория Померанца часто цитируются, но они всегда актуальны — в различных проявлениях общественной и культурной жизни.
«Логика» борьбы, как она обычно понимается, всегда предполагает, что нужно взять палку за противоположный конец и согнуть её в свою сторону (есть русское выражение: перегибать палку). Никто — ни крестовые походы, ни католические инквизиторы, ни большевики, ни исламские террористы, ни нацисты, ни даже „красные кхмеры“ — официально не заявляли, что борются ради победы зла. Объявленные ими цели хотя бы имели свою определённую логику и были вполне понятны и желанны для определённой части населения. Лозунги революции 2018 года — отказ от коррупции, беззакония, высокомерия властей — тоже были понятны и приемлемы. Другой вопрос, во что всё это превратилось.
Мой соотечественник и земляк Вагаршак решил стать Лилит. Это его дело — я не вижу здесь никаких проблем. Если он видит себя так, я принимаю его и уважаю как Лилит. Но это не означает, что он должен получать за это какие-то дополнительные привилегии или финансирование. Или приобретать право на агрессию. Чем он лучше тех сотен Лилит, которые были девочками с рождения?
Читайте также
Если я сейчас решу выйти на улицу в перьях вместо пальто, кто может мне что-то сказать? Но почему общество должно носить меня на голове из-за моих перьев? Почему я должен получать гранты за это, превращая ношение перьев в вид бизнеса? Почему я должен нападать на всех, кто носит пальто? Если девушка красит волосы в синий цвет, я считаю это приемлемым. Неприемлемо, когда от всех девушек требуют красить волосы так, а тех, кто не красит, считают «отсталыми». Где же тогда разнообразие?
Британский социолог Зигмунд Бауман с болью писал, что другие культуры часто подаются как результат развращения, как нездоровое, часто патологическое отклонение от «нормы», как разрушение, аномалия. Но, конечно, это не так. Действительно, что является нормой — носить хиджаб или не носить? Оба варианта, думаю, являются нормальными. А ненормально, когда заставляют носить хиджаб или не носить его.
Арам АБРАМЯН,
Газета «Аравот»,
11.02.2025