JAMnews. Политика Трампа, направленная на пересмотр национальных интересов Америки и ослабление Евросоюза, создает новые вызовы для Грузии, считают грузинские эксперты. Если Америка «уступит» Украину России, Грузия может стать следующей. Однако, как отмечают эксперты, ситуация все еще развивается, и многое будет зависеть от действий Евросоюза, стойкости Украины и внутренних противоречий в администрации Трампа.
JAMnews побеседовал с профессором Грузинского института общественных дел Торнике Шарашенидзе, доктором международных отношений и научным сотрудником Университета Фридриха Шиллера в Йене Бидзиной Лебанидзе, а также доктором международных отношений Тбилисского государственного университета Гиорги Лабадзе.
Трамп и Европейский Союз
Бидзина Лебанидзе считает, что заявления и действия администрации Трампа в отношении Европы за последние дни выявили несколько моментов. Первый, по мнению эксперта, заключается в том, что сейчас между Европой и Америкой заметен серьезный идеологический раскол. Второй — в войне в Украине.
Читайте также
«До сих пор Америку и ЕС связывали общие ценности, но сегодня складывается впечатление, что таковых больше нет, и даже более того — они воспринимают друг друга как конкурентов в этом отношении. Примером этого является лоббирование Трампом немецкой крайне правой партии «Альтернатива для Германии»», — комментирует Лебанидзе.
По мнению эксперта, для Европы будет опасным сценарий, если Россия и Америка достигнут договоренности о прекращении войны против воли Украины.
По словам Лебанидзе, Евросоюз уже обсуждает возможность дальнейшей российской агрессии, если Украина в конечном итоге окажется в сфере влияния России. В таком случае следующей целью России могут стать страны Балтии или Молдова:
«Такой сценарий считается в Европе крайне опасным. По прогнозам экспертных кругов и Службы безопасности Евросоюза, если Россия втянет Украину в сферу своего влияния, то первая усилится и, скорее всего, в скором времени пойдет на новую военную провокацию — уже против одной из стран Евросоюза или НАТО», — считает Лебанидзе.
В этих условиях Евросоюзу придется укреплять и реформировать свою армию, а также добиваться определенного баланса сил с Россией, отмечает эксперт:
«Понятно, что Россия не начнет войну с Германией напрямую, но она может попробовать вторгнуться в одну из стран Балтии. Если России это удастся, то что помешает ей предпринять действия в более крупных масштабах?».
По словам Лебанидзе, у Евросоюза есть определенные рычаги, которые он еще может использовать. Например, в странах ЕС заморожены российские активы на сумму 260 миллиардов долларов. Но пока Евросоюз не смог решить, перечислять эту сумму Украине или нет.
«Европейские поставки оружия Украине вполне могли бы заменить американские, но на это Евросоюзу также не хватает политической воли. Пока все это остается только на уровне разговоров и обсуждений. Это становится одним из поводов для критики Евросоюза — они созывают конференции, много говорят, но не предпринимают реальных шагов».
Трамп и Грузия
Доктор международных отношений Торнике Шарашенидзе подчеркивает, что правящая партия Грузии «Грузинская мечта» в последние годы делала ставку на Трампа. Это может оказаться для нее выгодным, если Трамп не поддержит санкции против грузинских политических элит. Для оппозиции же это станет тяжелым ударом, поскольку ее стратегия строилась на надежде на поддержку Запада.
«Если Трамп не введет санкции, а признаков того, что он это сделает, нет, «Мечта» выйдет из сложившегося в стране кризиса как ни в чем не бывало. «Мечта» еще три года назад решила, что Россия победит в войне в Украине, что привело к пассивности правящей партии в вопросе поддержки Украины. В прошлом году ставка «Мечты» была сделана на Трампа, что затруднит действия оппозиции с ее ориентацией на Запад», — объясняет Шарасенидзе.
По его словам, одна из главных проблем грузинской оппозиции состоит в том, что она постоянно полагается на западные санкции и не разрабатывает альтернативных планов.
«Оне не задают себе вопрос: если санкций не будет, что мы будем делать? За последние два-три месяца я только это от оппозиции и слышал, население Грузии устало от этих ожиданий. Не приведет ли [ставка на санкции] со временем к еще большему разочарованию?»
По мнению Шарашенидзе, ожидание санкций со стороны Евросоюза было еще более необоснованным.
«Я думаю, это была ложная надежда, и [пятый президент Грузии] Саломе Зурабишвили сыграла в этом большую роль. Они думали, что поговорят с Трампом — и все разрешится, но все не так просто, не так ли?».
Эксперт считает, что оппозиции не следовало отказываться от государственного финансирования, которое по закону причитается оппозиции, преодолевшей барьеры на парламентских выборах.
«Никто не знает, что планирует оппозиция. Они потеряли финансирование, и что у них теперь осталось? Приближаются выборы в местные органы власти, что оппозиция будет делать без финансирования? Если бы они выиграли в Тбилиси, а это им почти гарантировано, начались бы перемены».
Статья полностью