Как и ожидалось, на парламентских выборах в Германии, прошедших в прошлое воскресенье, успеха достигла крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (AfD), занявшая второе место и, по предварительным данным, набравшая около 20 процентов. Социал-демократы, можно сказать, потерпели поражение, получив 16 процентов голосов. Победу одержали христианские демократы, центристская коалиция CDU/CSU с 26 процентами. Потенциальный кандидат в канцлеры Фридрих Мерц пообещал сформировать коалицию, однако заявил, что ни в коем случае не объединится с AfD.
На протяжении десятилетий социал-демократы и христианские демократы в Германии поочередно передавали власть в правительстве, и это первый раз, когда среди них появились крайне правые. Это, конечно, не случайность и отражает общественные тенденции в современном Западе. Победа Трампа в этом контексте не должна рассматриваться как «аномалия».
Предположим, человек говорит, что мигрантов нужно принимать, им нужно сочувствовать, но не нужно настойчиво утверждать, что немец — это немец, мужчина — мужчина, женщина — женщина, и при этом этот человек каждое воскресенье ходит на мессу. Нужно ли из этого делать вывод, что он фашист, расист, сексист, гомофоб и отсталый «клерико-феодал» человек? Думаю, нет. Я также предполагаю, что в США и Западной Европе люди устали от агрессивных нападок на их идентичность. (У нас, кстати, еще не устали. Мы пока не насытились сомнительным удовольствием быть «ничем»).
Лично для меня особенно неприемлема агрессивная нетерпимость, которая скрывается под маской «терпимости», антидемократичность, которая надевает «плащ» демократии. Суть явления можно описать следующим шантажом-угрозой: не смей говорить так или думать так, иначе мы отнесем тебя к «расистам-сексистам». Это современный «демократический» инструмент для подавления людей. Кстати, об этом говорил в своем знаменитом выступлении в Мюнхене вице-президент США Пэнс.
Читайте также
Здесь, конечно, важно не впасть в противоположную крайность, то есть в настоящий ксенофобный экстремизм. Эта озабоченность, вероятно, и является причиной, по которой христианские демократы, имеющие относительное большинство в Германии, не хотят создавать коалицию с «Альтернативой».
Маятник должен качаться между «правыми» и «левыми», но не так, чтобы люди выпали оттуда.
Арам АБРАМЯН