Женщины в «тигровках» будут поклоняться Пашиняну или «анти-Пашиняну», но радикальных изменений это не принесет
После выборов в Гюмри, думаю, окончательно стало ясно, что ни ГД в одиночку, ни даже со своими прокси, «проевропейцами», не смогут легитимно воспроизвестись. Конкретно, по итогам следующих выборов партия не получит 50+1 голос в парламенте. Это не означает, что она не сможет воссоздаться «другими путями». Выборы в Ереване и особенно в авагани Гюмри четко показали, что ГД вовсе не избегает «старых проверенных» методов. Более того, даже идет вперед.
Например, до прихода к власти «заклятых демократов» никому бы в голову не пришло вызывать людей в Следственный комитет за то, что они «лайкнули» тот или иной статус в Facebook. Так что, «дальнейшая демократизация» продолжится, «под аккопонемент» поощрительных докладов европейских наблюдателей.
Одним словом, может быть, один или два раза ГД может и удастся сфальсифицировать выборы. Но исторически эта партия и ее лидер уже «исчерпаны» — это подтверждает опыт предыдущих десятилетий.
Читайте также
Что ожидается после этого? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кто из Армении проявлял и проявляет гражданскую активность. Или, если сузить вопрос, кто был движущей силой революции 2018 года? (Не будем тратить время на споры о том, было ли это революцией).
Я уверен, что это были образованные, развитые молодые люди, которые надеялись, что Армения пойдет совершенно другим — действительно европейским, действительно западным путем. Большинство из них сегодня не участвует в активной гражданской жизни, потому что разочаровались. И причина не только в поражении в войне. Эти молодые люди выходили на улицы, потому что хотели, чтобы выборы не фальсифицировались, чтобы власть не стала средством обогащения, чтобы родственники чиновников не становились «успешными бизнесменами», чтобы ветви власти должны быть разделены, чтобы в тюрьмах не избивали людей, чтобы угодливые люди стыдились льстить. И так далее.
Ожидания можно сказать, что не просто не оправдались — новое руководство за эти 7 лет продемонстрировало старые пороки, но гораздо более наглыми и высокомерными способами. Большинство этих активных молодых людей разочаровались, и либо уехали за границу, либо стали «внутренними беженцами» — эскапистами.
Формально существуют общественные организации, большинство из которых продолжает оставаться верными Пашиняну и «не замечает» старых и новых пороков, но причина этой верности далека от идеологической.
Кому осталось гражданское поле? Более пожилым людям с более низким образовательным цензем. Они тоже разочарованы и видят, что то, что было обещано с 2018 года, — это блестящий блеф и демагогия.
Но, в отличие от вышеописанных активных (теперь уже пассивных) молодых людей, у них есть «герои», которые, по их мнению, могут стать альтернативой для Пашиняна. Вот так на политическую арену выходят люди, похожие на «местных» и «американских» Варданов Гукасянов, которые по своему антропологическому типажу мало чем отличаются от Пашиняна.
Я не говорю, что именно эти деятели смогут получить власть в Армении, но пока ситуация такова. Лишение ГД власти всё равно является самым важным, потому что хуже Пашиняна страной никто не будет управлять. В качестве переходной фигуры может быть любой человек.
Но с сегодняшнего дня нужно думать о принципиальных, радикальных изменениях. А для этого нужно использовать положительный потенциал революции. Не «женщин в тигровках», которые вчера поклонялись Пашиняну, а сегодня могут с такой же страстью его осуждать, а настоящая пассионарная масса. У меня есть несколько идей о том, что может быть привлекательным для этой массы (что, а не кто, как обычно спрашивают). Но об этом — в следующий раз.
Арам АБРАМЯН,
Газета «Аравот»,
08.04.2025