Один из основателей христианского монашества Антоний Великий (III–IV века) имеет такое высказывание: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы».
В «последние времена», когда всё рушится — как это происходит и сейчас — естественно, всё становится с ног на голову. Но эти «последние времена» подготавливаются «предпоследними», а те — более ранними эпохами. Так получается, что десять по-настоящему больных постоянно представляют одного здорового как «больного».
В I веке, когда толпа, манипулируемая первосвященниками и старейшинами, потребовала распять Христа и отпустить Варавву — были ли это «последние времена»? Нет, в каком-то смысле это было скорее началом времён.
Для меня симптомы массовой болезни общества стали очевидны в июле 2016 года, когда так называемые «Сасна црер» захватили полк ППС и убили человека, а большинство граждан восприняло это как «восстание» и «героизм». Даже люди с приличным интеллектуальным уровнем, чтобы угодить толпе, приветствовали «подвиг Цреров», боясь оказаться в роли «одного здорового».
Читайте также
Почти десять лет спустя превосходство «десяти больных» стало всеобщим и в какой-то степени привычным. Дискурс об Арцахе, Геноциде, национальных ценностях, который десять лет назад казался маргинальным, больным, странным, сегодня стал вполне приемлемым, здравым и единственно верным. А всё остальное — неправильно: это «псевдопатриотизм», «попытка цепляться за прошлое». И соотношение всё то же — 10 к 1.
Основные виновники, конечно, — это те, кто занимается манипуляциями. Но в этом тоже нет ничего нового: «За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иезекииль, 13:10).
Арам АБРАМЯН