Недавно один из наших коллег, Карпис Пашоян, опубликовал примечательную информацию.
Один из участников правительственной кампании «Образование — это модно» в Матерадаране, был бывшим директором от РПА той самой школы, из которой в 2015 году уволили самого Карписа за отказ участвовать в пропаганде в пользу РПА и за участие в движении «нет» (говорившего «нет» проекту конституционных изменений). Это маленькая, но очень показательная деталь.
Что означает участвовать в кампании «Образование — это модно»? (Кстати, печально, что мероприятие прошло в Матенадаране — значит, ничего священного уже не осталось.) Это означает, by default принимать, что нынешний премьер-министр, вместе со своей семьей — те самые люди, которые могут «научить» или «образовывать» данного человека или какую-то группу людей. По степени своего «подхалимского потенциала» эта кампания может сравниться только с кампанией «Да здравствует велосипед!».
Если человек плывёт по волне подхалимажа, то ему, по большому счёту, всё равно, кому льстить — власть сменится, и директора школ будут участвовать, скажем, в кампаниях «Стоять на голове — модно» или «Да здравствует керлинг». Всё будет зависеть от предпочтений следующего монарха. Для директоров государственных школ и медучреждений, а также для так называемых «тасовщиков» совершенно неважно, какую именно власть они помогают воспроизводить во время выборов. Последние выборы в советы старейшин Еревана и Гюмри это подтвердили. Главное — не потерять свою должность, что и произойдёт, если они не «поработают хорошо» на власть или не примут участия в «подхалимских акциях».
Читайте также
И отсюда становится ясно, что проблема не личная, а системная. Эти люди целиком и полностью зависят от власти. Если директора (и, как показал пример Карписа, учителя) хотят оставаться на своих позициях, если «тасовщики» хотят удержать свои мелкие торговые «будки», им придётся делать то, что они делают.
Следовательно, коренной вопрос — это зависимость. Как устранить эту зависимость и создать такой механизм «независимости», который не будет зависеть от доброй воли власти на данный момент — это, безусловно, серьёзнейший вызов.
Арам АБРАМЯН