«ACNIS ReView: Взгляд из Еревана» . В Армении кадровый кризис, и знаете почему? «Потому что в более чем 70% населённых пунктов нет детских садов, а школы с еще большим процентным соотношением находятся в полуразрушенном состоянии как в физическом, так и в содержательном плане». Может показаться странным, но именно так рассуждает человек, занимающий кресло премьер-министра РА, о чём он заявил на заседании правительства 3 апреля. Он едва сдерживает свой гнев по поводу того, что каждый выступающий обвиняет правительство и его главу в неправильной кадровой политике. Между тем, по утверждению Пашиняна, он, возможно, и является ответственным номер один, но вовсе не виновником номер один.
Это одна из старых, возможно, уже забытых «песен» главы исполнительной власти, но с новым текстом и новым исполнением: «Ну да, правительство ведёт неправильную кадровую политику, потому что в стране кадровый кризис, кризис человеческих ресурсов», — говорит он, жалуясь на то, что немногочисленные хорошие кадры предпочитают устраиваться в частный сектор, где могут зарабатывать от 1 до 10 миллионов драмов в месяц, чем работать в правительстве, где платят 400–500 тысяч драмов, «а потом несут с собой проклятия домой». Здесь Пашинян врёт — у нас министр получает полтора миллиона драмов в месяц, плюс премии, что и вызывает недовольство народа.
Упрёки людей не беспочвенны: они видят, что программы исполнительной власти особо не блистают эффективностью, работа министерств и других государственных учреждений всё ещё не без бюрократической волокиты, нет чёткой стратегии, услуги, предоставляемые гражданам по принципу «единого окна», реализуются неполноценно и т.д. Не секрет, что всё это исходит от некомпетентности кадров. И не только это. Пашинян откровенничает, говоря, что хочет мотивировать квалифицированные кадры деньгами, чтобы привлечь их на работу в исполнительной власти, но сталкивается с нежеланием многих.
По пояснениям экспертов в этой области, даже если удастся привлечь в правительство хороших специалистов с высокой зарплатой, они всё равно не справятся с работой, поскольку у частного и государственного секторов совершенно разные задачи. В частном секторе приоритетом является прибыль, а в государственном — правильное управление ресурсами. И самое главное, в Армении, да и вообще, нет кадровой проблемы, есть проблема нежелания работать с Пашиняном или под его подчинением. Далеко не все согласятся работать в системе, где кадры подбираются и распределяются не по профессиональным качествам, как это принято в цивилизованном мире, а по принципу личной преданности.
Читайте также
Конечно, есть и немало соглашающихся, которые, как правило — это люди алчные, со средними способностями, которых не смущает быть прислужниками. Именно такие подчинённые нужны Пашиняну, чтобы прежде всего реализовать свои задачи, нежели задачи государства. Люди, которые не видят проблемы в том, что однажды могут потерять должность по SMS. Любой хороший специалист, человек с умственными способностями и положительным опытом работы, как правило, не становится прислужником, он хорошо знает себе цену, осознает, что «обтёсанный камень на земле не останется». Исследования показали, что в Армении кризис не кадров, а лидерства.
Когда лидер системы не способен ставить правильные цели и мотивировать свою команду, когда он не понимает, какие ресурсы необходимы для реализации поставленных задач, и, наконец, когда единственным достоинством считается личная преданность «главному», — это означает, что он не на своём месте и не способен вовлечь людей в дело, вдохновить их и повести за собой. По большому счёту, такова ситуация в Армении, и это основная причина того, что в кабинете Пашиняна министром обороны назначен учитель истории, министром здравоохранения — специалист по гражданскому праву, министром труда и соцвопросов -историк, а министром высокотехнологичной промышленности — востоковед, и так далее.
Армянский центр стратегических и национальных исследований