Чему учит нас теория Платона?
Как известно, Платон делил мир на две части, которые по своему значению вовсе не равнозначны: вечный, неизменный, идеальный мир, который является единственно настоящим, и временный, изменчивый, чувственный мир. Причём «высший» мир — мир «форм» (идей, идеалов) — одновременно является и причиной, и образцом, по которому «спроектированы» объекты, и целью, к которой стремятся существа этого, знакомого нам мира, и понятиями, через которые определяются явления того или иного класса.
Проще говоря, если в этом мире есть какая-либо конкретная лошадь, то она — одно из отражений идеи «лошадности», которую мы не можем потрогать органами чувств, но можем постичь с помощью разума. В познавательном смысле это было важное открытие, потому что если мы фиксируем лишь отдельные проявления и не видим корня, то есть вида, мы остаёмся на чисто эмпирическом уровне и не можем совершить качественный скачок.
Отсюда следуют некоторые утверждения, которые на первый взгляд могут показаться фаталистическими, но важно понимать, что суть — в системе: в идее, форме, виде.
Читайте также
В парламенте Армении сегодня НЕ МОГУТ не быть олигархи. Некоторые из них, из-за плохого воспитания, могут нападать на журналистов по любому поводу, а другие — быть более гибкими и не иметь проблем с медиа. Но в нашей реальности они, как бизнесмены, просто обязаны обеспечивать защиту своих инвестиций через политические механизмы.
В Армении сегодня независимые регулирующие органы НЕ МОГУТ не выполнять приказы политической власти. Их члены могут выступать с яркими, угодными власти речами, а могут и молчать — это уже вопрос степени «льстивости» в характере. Кроме того, тот или иной человек может решить вступить в такой орган или отказаться от этого. Но ясно одно — желающих получать высокую пенсию за эту «синекуру» найдётся немало.
Сегодня в Армении президент НЕ МОЖЕТ всерьёз противостоять исполнительной власти. Он может время от времени встречаться с премьер-министром и выражать своё восхищение его мудрой политикой, а может быть и более сдержанным. Но в случае любого серьёзного противостояния, президента просто отправят в отставку.
Сегодня в Армении власть НЕ МОЖЕТ не фальсифицировать результаты выборов после 4–5 лет пребывания у руля. Методы фальсификаций могут быть жёсткими, сопровождающимися насилием, а могут быть более «утончёнными» и «цивилизованными». Но исключено, чтобы какая-либо власть, оставшись у власти на протяжении 4–5 лет, смогла бы переизбраться честным, справедливым путём. И это касается не только нынешней власти, которая для нормальных, мыслящих людей ассоциируется с унизительным поражением в войне, но и любой другой власти, в том числе и той, что одерживала победы.
Дело в том, что социально-экономическая ситуация кардинально не изменилась и не изменится, а сама система, о которой мы сейчас говорим, способствует высокомерному и самодовольному поведению представителей власти. Власть, которую поначалу даже очень любили, спустя какое-то время в любом случае станет объектом ненависти. И поскольку у этих властей есть возможность воспроизводить себя с помощью административного, силового и «тусовочного» ресурса, они так и будут поступать.
Таким образом, «там, в верхах» существуют формы, виды, которые отражаются на нашей временной, изменчивой реальности в виде различных конкретных проявлений. Но то, что я говорю, не есть фатализм, потому что, в отличие от платоновских философских форм, данных раз и навсегда свыше, формы социально-политического «отношения», пусть медленно, пусть с большим трудом, но изменяются.
Как это происходит в истории? Появляются честные, бескорыстные, готовые к лишениям люди, которые (в отличие, например, от меня) не брезгуют заниматься политикой и «расшатывают» систему, в результате чего её внутренние механизмы начинают давать сбой. Причём это необязательно должна быть «революция» в привычном смысле слова.
Арам АБРАМЯН,
Газета «Аравот»,
22.04.2025