Армянские «прозападники» категорически не приемлют формулировку «Великая Отечественная война». По их мнению, это проявление «российского раболепия» или, в лучшем случае, инерция устаревшего советского мышления. Согласно этой концепции, Советский Союз якобы не внёс существенного вклада в победу над нацизмом, а солдаты советской армии воевали и гибли исключительно «во имя Сталина». Мне кажется, такой подход должен быть глубоко оскорбительным для нас, армян, — ведь это унижает память наших дедов, сотен тысяч соотечественников.
Я вижу здесь и продолжение официального «тренда», будто люди жертвовали своими жизнями «во имя ничего». Государственная пропаганда не в состоянии представить защиту Родины как существующую и вполне оправданную мотивацию. К сожалению, этим крайним цинизмом заражена и значительная часть нашего общества, в том числе молодёжи, и в этом я вижу серьёзную угрозу национальной безопасности.
Историческую и моральную проблему признания Великой Отечественной войны следует отделить от сугубо политического вопроса — появления Пашиняна 9 мая на Красной площади. По всей вероятности, премьер-министр Армении не обладает тем политическим ресурсом, который есть у Ильхама Алиева, чтобы отказаться от приглашения Путина.
У Азербайджана значительно больше возможностей для политического манёвра: помимо тесных отношений с Россией, страна пользуется прямой поддержкой Турции и косвенной — Европейского союза. (Не обманывайтесь риторикой отдельных депутатов Европарламента — экономические интересы гораздо весомее.) Алиев может, пусть и не всегда, но в определённых рамках сказать Путину «нет». А Пашинян не может. Произносить «проевропейские» речи в пустоту — это сколько угодно.
Читайте также
Примем всё это как реальность — Пашинян не мог не поехать в Москву. На этом фоне довольно комично звучат утверждения о том, что Россия якобы ведёт гибридную войну против Армении. Получается, глава государства едет в гости к организаторам гибридной войны против своей страны.
Арам АБРАМЯН