А избежать войны или хотя бы отсрочить её не сможет никакой лидер Армении
Войны избежать невозможно — она в любом случае будет. Если вокруг нас постоянные войны, мы не можем быть «перекрёстком мира». Даже если на месте нынешнего, полностью движимого своими психологическими метаниями и оторванного от реальности руководителя окажется другой, более серьёзный и разумный человек — даже тогда не удастся отсрочить тот момент, когда Азербайджан будет готов напасть.
Если в течение ближайшего года — до возможного переизбрания Пашиняна — обстоятельства будут благоприятны для Алиева, он нападёт. Он не станет «благодарным» премьеру Армении за его чрезмерно «доброжелательное» отношение. Будет удобный момент позже — нападёт тогда.
Разница между Пашиняном и любым другим лидером заключается не в том, сможет ли один предотвратить войну, а другой — нет. Проблема в том, что Пашинян делает всё, чтобы мы не были готовы к войне — ни экономически, ни морально, ни политически, ни военно. Он сдаёт, уступает армянскую государственность.
Читайте также
А другой лидер, для которого главное — не только собственное кресло, амбиции или «ставить всех на место» в Facebook, возможно, подумает о том, как организовать сопротивление (в широком смысле этого слова) и попытается сохранить государственность.
Хотя после прежнего «славного» руководства это будет крайне сложно во всех случаях.
Приведу простые примеры: у Алиева есть детально проработанный план, связанный с так называемым «Западным Азербайджаном» и «возвращением» 300 тысяч азербайджанцев. Пашинян, естественно, в итоге скажет, что это нормально: «Разве мы из-за этого начнём войну?»
Для пашиняновской массы это тоже будет приемлемо — «Очень правильно делает наш премьер, а вот когда при Серже…». Азербайджанцы приходят со своими вооружёнными постами, основывают в Эчмиадзине свой «духовный центр». Что это, если не начало войны?
А теперь представьте себе лидера, который говорит, что такое «возвращение» — неприемлемо. Это «нет» тоже может привести к войне. Но в одном случае мы будем иметь на территории Республики Армения 300 тысяч азербайджанцев с их вооружёнными отрядами, а в другом — не будем.
Или другой пример: Пашинян и его ближайшее окружение утверждают, что «наши духовные служители — святотатцы, педофилы и развратники». Масса, поддерживающая Пашиняна, конечно же, с этим согласна: «Да, правильно говорит наш премьер, вон на днях двоюродный брат свата моего дяди сам видел, как…»
В Армении и тем более в Диаспоре есть тысячи людей, которые с этим не согласны или считают, что исполнительная и законодательная власть страны не должна заниматься подобными вопросами.
Эти и многие другие линии раздела создают среди нас вражду и ненависть.
Сможем ли мы в таком состоянии воевать в одном окопе?
Под «окопом» здесь, конечно, следует понимать не только буквальный, но и более широкий смысл.
Арам АБРАМЯН,
газета «Аравот»
01.07.2025