Во время предвыборной кампании прошлого года Дональд Трамп обещал, что в случае избрания положит конец российско-украинской войне за 24 часа. Позже, уже вступив в должность, он заявил, что сделает это за 100 дней, затем — до Пасхи, потом — до 9 мая. Сейчас уже середина июля, но граждане РФ и Украины продолжают уничтожать друг друга.
Заявления Трампа нельзя считать просто предвыборными обещаниями, сказанными в воздух — он действительно искренне хотел и хочет, чтобы в Европе воцарился мир, и прилагает к этому усилия. Тем более что это — вопрос и его личной репутации. Проблема в том, что США не то чтобы не хотят, а не могут остановить войну, потому что ни Зеленский, ни Путин — каждый по своим причинам — этого не хотят.
Отсюда важный вывод: «многополярного мира» на самом деле не существует. До конца 1980-х мир был двуполярным (СССР и США), в 1990-е — однополярным (только США), но сегодня он не стал многополярным, потому что не существует ни одного настоящего «полюса», ни одной сверхдержавы, способной что-либо навязать даже самой маленькой стране.
Наши государственные и политические деятели всё ещё мыслят в парадигме «полюсов». Им кажется, что Россия или США способны гарантировать мирный процесс на Южном Кавказе, и вся борьба — за то, кто именно это может сделать. Ответ — никто. То есть, независимо от того, условно говоря, где будет подписано «мирное соглашение» — в Москве или в Вашингтоне — оно не принесёт мира.
Читайте также
Сейчас Алиев, по-видимому, «убедил» Пашиняна отказаться от России и «отдать в аутсорс» дорогу, проходящую через Сюник (называйте это как хотите), некоему «турецко-американо-европейскому консорциуму». Вероятно, именно это имел в виду Эрдоган, когда в Степанакерте сказал, что позиция Армении по этому вопросу стала «более гибкой».
Если это так, то в ближайшие месяцы — до официального объявления — вероятность масштабного нападения Азербайджана невелика. С другой стороны, я не уверен, что просчитана публичная и непубличная реакция России и Ирана. И самое главное — в долгосрочной перспективе нет никаких гарантий, что «аутсорсинг» дороги предотвратит войну.
«Играть в игры», конечно, можно и нужно. Но для этого необходим определённый интеллектуальный уровень и навыки. У нашей власти нет ни того, ни другого — вместо этого имеется безграничное самовлюблённое тщеславие. Вспомним эффект Даннинга — Крюгера.
Арам АБРАМЯН