Интервью с Владимиром Байчером, высококвалифицированным преподавателем актерского мастерства Михаила Чехова, режиссером с большим региональным признанием. Он является руководителем Центра Михаила Чехова, а также соучредителем международной студии М. Чехова (Россия, Германия, Англия, Латвия).
Связь между актером и кинокамерой
-Как, по вашему мнению, формируется как невидимое, так и видимое взаимодействие между актером и кинокамерой? Каким образом актер учится «чувствовать» камеру?
— Актёр на съёмочной площадке никогда не забывает о камере. Совет актёру «забудь о камере» бессмысленный и невыполнимый. Камера для актера является неизменным партнёром в его работе. Однако часто актёры не умеют освоить пространство кадра, они не чувствуют изменение ракурса, мизансцену, движение в кадре. Всему этому необходимо учиться. Опытный актёр точно знает, на какой крупности проходит съёмка, как использовать свет, что такое ритм кинематографического действия.
Читайте также
-В чем заключается главный вызов для актера при работе с камерой по сравнению со сценическим пространством?
-В первую очередь, работа с камерой требует особой степени достоверности существования. Именно поэтому часто актёра упрекают в излишней «театральности», привычка подавать энергию на большое пространство играет подчас злую шутку с театральным актером на съёмочной площадке. Михаил Чехов при работе с голливудскими актёрами применял технику «вуали». Он учил актёров как бы закрывать лицо воображаемой вуалью, смягчая эмоциональную реакцию в кадре.
-Какими техническими навыками должен обладать киноактер, чтобы выстраивать грамотное взаимодействие с камерой?
— Основной навык — умение пользоваться мизансценой и ракурсом для передачи своего эмоционального состояния. В кадре, как и на сцене, актёрское действие является первоосновой существования, но в кино действие в первую очередь передаётся через глаза актера, а значит актёр должен точно знать выразительные ракурса своего лица на крупном плане.
Различия между киноактером и театральным актером
-Многие актеры отмечают, что работа в театре и в кино требует разных подходов. Как Вы определяете это различие?
— В театре основой актёрского исполнения является текст, в этом смысле театр — в первую очередь литературно ориентированное искусство. Количеством текста актёр всегда определяет важность своей роли в спектакле. В кино количество текста не столь важно для актёра, сколь важен объём изображения. Величина роли определяется количеством крупных планов, присутствием в кадре. Кино — в первую очередь изобразительное искусство.
-Существуют ли актерские техники, применимые исключительно в театре или исключительно в кино?
— Нет. Актерское искусство всегда строится на базовых принципах, отличие только в определённых выразительных средствах. Фундамент профессии единый.
-Распространено мнение, что в кино требуется более психологически точная игра, поскольку камера фиксирует даже мельчайшие нюансы. Что Вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что это верно. Актёр должен обладать для работы в кино более тонкой нюансировкой своего поведения.
Особенности актерской игры
-Какое качество является наиболее важным для киноактера, чтобы быть убедительным на экране?
— Одна моя коллега, известная кастинг-директор, назвала это качество «трушность». Мне очень понравилось это словечко. То есть подлинность, буквальность.
-Как Вы считаете, что играет более значимую роль для актера — интуитивная игра или глубокий анализ образа в сочетании с владением соответствующей техникой?
— Интуиция должна следовать за разработкой роли. Основное — уметь пользоваться профессиональными инструментами, знать профессиональные принципы работы. Тогда и интуиция может пригодиться.
Влияние кино и театра на зрителя
-Как изменяется характер взаимодействия между актером и зрителем в кино и в театре? В кино зритель «находится на расстоянии нескольких шагов» от актера, тогда как в театре создается непосредственный контакт. Как это влияет на актерскую игру?
— Ответ на этот вопрос лежит в самом акте восприятия кино и театра. В театре зритель непосредственно реагирует на живую игру актёра, между ними протягиваются незримые внутренние связи. Есть обмен живой энергией между зрителем и актёром. В кино зритель смотрит зафиксированное один раз и навсегда изображение актёра. Сколько бы раз зритель не смотрел кино, актёр будет играть одинаково. В театре каждый спектакль предполагает совершенно новые нюансы актёрской игры.
Вова АРЗУМАНЯН