«Я не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе», — говорит Штирлиц в известном советском сериале. В этой игре «болван» играет особую роль: слабого игрока или вообще не-игрока формально сажают за стол, раздают карты — просто потому, что нужен третий участник, а настоящего игрока рядом нет.
Вашингтонская трёхсторонняя встреча напоминает именно такую ситуацию.
Понятно, зачем это нужно Трампу: это даёт ему возможность заявить, что многие лидеры пытались установить мир между Арменией и Азербайджаном, но только он смог это сделать. Абсолютно естественное поведение для политика, любящего публику и аплодисменты.
Это нужно и Алиеву. Во-первых, он показывает, что никак не зависит от Путина. А во-вторых, с ликвидацией Минской группы закрепляются результаты его победы в войне 2020 года.
Читайте также
Непонятно только, в чём здесь интерес Армении. (Оставим в стороне радость от «выдавливания русских» — это отдельная тема.) Нам возвращают суверенную территорию? Освобождают пленных? Обеспечивают право карабахцев жить на своей земле? Или, может быть, открываются новые пути сообщения для наших граждан и бизнесменов? Нет — эти пути открываются для турок и азербайджанцев.
Таким образом, участие Пашиняна в этом процессе сводится к роли статиста.
За день до «исторической» встречи лидеров США, Армении и Азербайджана, азербайджанская нефтяная компания SOCAR и американская ExxonMobil подписали меморандум о взаимопонимании — в присутствии Алиева. Они ведь могли подписать этот документ неделю назад или через неделю, не так ли? Но дата выбрана специально — чтобы показать, кто здесь игроки, а кто — просто «болван».
…Пашинян, который в Вашингтоне играл второстепенную роль и вёл себя очень скромно, вернётся в Армению и снова начнёт громко выступать, угрожать и ругаться. Но всё это не делает его «игроком».
Арам АБРАМЯН