В предыдущей статье я попытался показать, что Азербайджан не имеет никакого желания устанавливать мир с Арменией, и нынешняя позиция азербайджанского руководства — доказательство тому. В противном случае Алиев подписал бы «мирное соглашение» в Вашингтоне. Поскольку он этого не сделал, по крайней мере ясно, что он всё ещё ожидает что-то получить от нас.
Но давайте подойдем к вопросу с другой стороны: действительно ли нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян искренне хочет установления мира между нашими странами? Тот самый премьер, который кричал: «Арцах — это Армения, и точка!» Тот, кто начинал переговоры «с собственной отправной точки». Кто был избран в 2018 году с лозунгом возвращения Арцаха к переговорному столу. Кто в 2019 году обманывал, заявляя, что на столе нет никаких документов, хотя на самом деле отклонил предложение Минской группы ОБСЕ. Кто после июльских боев 2020 года в Тавуше заявил, что эти события доказали: проблема Нагорного Карабаха не имеет военного решения. И так далее.
Поскольку премьер неоднократно менял свою позицию на 180 градусов, не признавая при этом банкротство своей предыдущей политики, то (и здесь можно согласиться с нашим коллегой Татулом Акопяном) вполне возможно, что завтра или послезавтра он снова станет главным сторонником войны. Если руководитель движим не какими-либо идеями или принципами, а исключительно одержимостью удержаться у власти, то он в зависимости от ситуации выберет ту «принципиальную позицию», которую в данный момент проще всего «продать» как влиятельным внешним игрокам, так и собственным гражданам.
Если бы в Вашингтоне было подписано «мирное соглашение», это было бы очень плохо, ужасно — но это был бы хоть какой-то этап. А теперь над нами нависло новое требование Алиева — изменить Конституцию Республики Армения. Это тоже будет преподнесено гражданам как своего рода «тест на мир»: независимо от того, что именно будет написано в новой Конституции (пусть даже Армения станет конституционной монархией), граждан будут убеждать — «если хотите мира, должны проголосовать “за”».
Читайте также
Предварительное условие мира, выдвинутое другим государством, вошло в нашу внутриполитическую повестку.
Арам АБРАМЯН