Тот факт, что Дональд Трамп, предложенный на Нобелевскую премию за «установление мира» между Арменией и Азербайджаном, не может правильно произнести или вспомнить названия стран, которые он якобы «помирил», вовсе не говорит о возрастных проблемах президента США или о пренебрежительном отношении к нашим странам.
Это означает лишь одно: для США ситуация на Южном Кавказе не определяется отношениями между Арменией и Азербайджаном — несмотря на то, что лично Трамп, конечно, хочет везде заявлять, будто установил мир во всём мире, в том числе между далёкими «Абер-беджаном» и «Албанией».
Но США — устоявшееся, демократическое государство, а это, в частности, означает, что внешняя политика там строится на институциональной основе и не зависит исключительно от амбиций первого лица.
С точки зрения государственных интересов США, мир между Арменией и Азербайджаном, безусловно, желателен. Но главная задача для этой страны — не в том, чтобы мы не стреляли друг в друга, а в изоляции Ирана. Об этом ещё более 30 лет назад писал политический аналитик Пол Гобл, тесно сотрудничавший с Госдепом. Вот что означает институциональная государственная память — планы составляются на десятилетия вперёд.
Читайте также
А будет ли в итоге установлен мир или нет — по большому счёту, это никого, кроме нас и азербайджанцев, не интересует. Ни для США, ни для России, Европы или Ирана это не является приоритетом. Да и не может быть — международная политика так не работает, и обижаться на кого-либо нет смысла.
Вторая — менее важная — цель США заключается в вытеснении России из этого региона. И надо признать, обе эти задачи успешно реализуются: Иран ослаблен ударами Израиля, Россия — войной, которую сама же и развязала. Пока не видно, как они смогут противостоять Западу в этом регионе.
Вечно ли продлится такая ситуация? Думаю, что нет. Это только наши власти мыслят в рамках избирательных циклов, но что произойдёт через 5–10 лет, не может сказать никто.
США, естественно, не будет реализовывать свою политику «лично». Здесь у неё есть оператор — Турция. К слову, саммит НАТО в следующем году пройдёт в Анкаре.
Арам АБРАМЯН